Сб, 23 ноября, 04:27 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » И чувства добрые он лирой пробуждал…

И чувства добрые он лирой пробуждал…

09.02.2016 13:13

Я — перо твоих орлов.

Я — травинка твоих полей.

Я — капля моря твоей души.

Я — человек.

Если благословишь ты.

Читая стихи Абдулхамида Хатуева, еще раз убеждаешься, что сила таланта – не только в звонкой риторике, не в изысканной виртуозности рифмы или ритма, а в самом художественном образе, как бы исподволь заставляющем звучать в душе читателя струны гражданской ответственности, активного сопереживания.

Нет, невозможно читать громким голосом его стихи: в них все так цельно и очень лично. Поэт заставляет нас всматриваться в суть предмета, точнее – его понимание. Похоже, он напрочь забыл, что слова уже давно «прилипли» к вещам и тем самым как бы их обессмыслили…

Психология мелкобуржуазной жизни, мелкособственническое сознание, социальный эгоизм, привитый человеку в юности, могут задушить даже значительные природные способности. И, с другой стороны, невозможно представить лишенным сострадания такого человека, который, пройдя сквозь огонь всенародной битвы, мучительно переживает, что заплатил за победу только кровью, а не жизнью. А. Хатуев относился, конечно, ко второй категории, и к счастью, его природные способности помогли ему стать настоящим, талантливым поэтом…

Положительные, душевные качества А. Хатуева отразились, как в зеркале, и в его поэзии. Его основной источник – горячее сочувствие к людям, пережившим тяжелое лихолетье. Но как бы ни были искренни и благородны его убеждения, он не смог бы воздействовать ими на современников, если был бы слабым, неискусным поэтом, неумело владеющим чудодейственной силой слова.

В чем же заключалась художественная сила поэзии А. Хатуева?

Прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности. Поэт был далек от равнодушно-протокольного, фотографического воспроизведения жизненных коллизий. Реализм автора лирически страстен, полон то яростного протеста, то порывистой нежности.

Изобразить или, вернее, отобразить современную жизнь А. Хатуеву было легко, но он страстно жаждал переделать ее. Его реализм действительный. Это реализм борца.

Одна из наиболее излюбленных форм творчества поэта –песня. Ею Абдулхамид Хатуев владел в совершенстве. Недаром он называл свои стихи песнями: «Бусалба сан Нохчийчоь», «Дуьсур ду дуьне», «Накъосташна», «Стиглара д1абайна седа», «Къонаха». В них именно песенная конструкция, такой ритмосинтаксический строй, который характерен мелодиям. Думается, поэтому песни на его стихи поются как народные.

Но песни – не единственный жанр, которым мастерски владел А. Хатуев. Он являлся также и мастером стихотворных новелл, этюдов, образцов тончайшей лирики.

И еще один жанр всецело подвластен был А. Хатуеву – обличительная грозная сатира, в которой едкая ирония часто сменялась то слезами обиды и боли, то взрывами неистовой ярости…

У Абдулхамида Хатуева была неразрывная связь с родной землей.

«Здравствуйте, люди, под солнцем живущие!.. – пишет он в одном из своих стихов – … Здравствуйте, радость друг к другу несущие…»

Образы, позаимствованные у него, словно летний тихий дождь, действовали просветляющее, объясняли многое в облике самого поэта.

Неслышно, без назойливой эстрадной напыщенности, без «полуинтеллектуальной путаницы», составляющей манеру многих наших современных поэтов, вошел А. Хатуев в чеченскую литературу.

Посреди «ниспровержения авторитета классиков, громких романтиков», посреди множества охвативших нашу поэзию увлечений он одним из первых не постеснялся говорить о своей судьбе, писал о матери, друзьях, своем селе, и за этими словами вставала наша маленькая, но богатая традициями Чечня.

Структура поэтического мира А. Хатуева держалась на четырех столпах: песни о матери, песни о Чечне, песни о любви, песни для детей. Вроде получилась рамка для картины. Картины, которая на поверку оказалась окном, распахнутым в широкий удивительный мир…

P.S Печальные вести всегда внезапны, что бы им ни предшествовало. И все случилось неожиданно, как молния в чистом небе – умер! Вот уже как пять лет нет того, кто был путеводной звездой в творчестве. В сентябре ему исполнилось бы 64 года, но творчество мастера не покинуло нас, читателей, ибо, однажды завороженные его поэтическими стихами, спокойным мужеством и тихой красотой героев его творчества, мы уже никогда не расстанемся с любимым поэтом.

Увайс Лорсанукаев

Вести Республики

№21 (2705) 06.02.2016

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |