Мир
В Нью-Йорке банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 6,2 миллиона долларов
Главная » НОВОСТИ » Хранитель истории и памяти
Хранитель истории и памяти
28.03.2016 10:50
«Как алханюртовцам повезло, что у них в селе живет такой замечательный человек, как Айнди Исаевич Салтымуратов!
Фото с сайта vesti95.ru
Таких записей в ней не счесть. «И опять, – как всегда! – дорогой, уважаемый наш Айнди Исаевич, встреча с Вами – это экскурс в историю, познание чего-то нового, интересного. В преддверии Дня Конституции ЧР столь значимый, интересный и поучительный рассказ так заинтересовал наших учащихся! Благодарим Вас за всесторонний вклад в воспитание подрастающего поколения!»
«Учителя Алхан-Юртовской СОШ №1 благодарят Вас за труд, за Ваш музей. Это золотой запас нашего села. На примере героев-чеченцев будет стремиться стать лучше, чище, благороднее каждый ученик нашей школы. Это огромный вклад в воспитание нашей молодежи. Удачи Вам в Вашем труде!» «Уважаемый Айнди Исаевич, спасибо Вам за бескорыстный труд во благо подрастающего поколения! Мы горды тем, что в нашем обществе есть такой человек, который так болеет за народ, за будущее наших детей! Спасибо за все!» – пишет директор МБОУ «Кургалаевская СОШ №3» Р.Д. Алиева.
В эти дни в Алхан-Юртовском музее боевой и трудовой славы готовятся к 97-й годовщине легендарного сражения: с 27 марта по 12 апреля 1919 года под селами Гойты и Алхан-Юрт прошли кровопролитные бои, в ходе которых чеченские ополченцы вступили в схватку с крупными соединениями деникинских войск. Но наш рассказ не только о тех героических днях, но и о сегодняшних жителях села — верных продолжателях традиций старых поколений.
Один из них – Айнди Салтымуратов. Это удивительный человек. Он очень любит село, откуда он родом. Впрочем, сказать, что он любит родное село, значит, ничего не сказать. Он живет и дышит им, он гордится им и людьми, которые когда-то здесь жили, которые и ныне живут здесь. А родом он из Алхан-Юрта.
Не каждому нашему селу или городу повезло иметь такого своего глашатая. Это живой рупор Алхан-Юрта, его историк и летописец, его фанатично любящий и преданный сын. Историк по образованию, он посвятил свою жизнь изучению культуры и традиций нашего народа, изучению героического прошлого родного села и сбору краеведческого материала. В свое время его коллекция насчитывала более 1800 экспонатов, многие из них были уникальными, имеющими огромную музейную ценность. Чтобы посмотреть коллекцию А. Салтымуратова в Доме культуры в бытность его директором СДК, в Алхан-Юрт приезжали люди из разных уголков Советского Союза. Были здесь даже гости из Анголы, Лаоса, Чехословакии, Болгарии. Особый интерес у посетителей всегда вызывала коллекция холодного оружия. В ней было 147 видов сабель и кинжалов. Над их изготовлением он работал почти полвека. После изнурительного, каторжного труда, бессонных ночей, после мучительных поисков и находок на свет появлялось изделие искусства, которое на языке обывателей называлось просто музейным экспонатом. И только он один знал, чего стоило превратить кусок железа в оружие, украшенное характерным национальным орнаментом, — в него надо было вдохнуть душу. Позднее он выучился делать кремневые ружья.
Когда в Чечне начались боевые действия, и многие спешно покидали насиженные места, стараясь каким-то образом спасти себя и своих близких, Салтымуратов спасал свою коллекцию — кинжалы, сабли, уникальные снимки, документы, рукописи… Он с семьей остался в селе. Во время очередного обстрела он и его дети получили тяжелые ранения. Безвозвратно были потеряны и некоторые экспонаты.
«Жизнь — это история, — писал он когда-то. — Нет неинтересной жизни. Понял это тогда, когда начал записывать даты, события, мысли. Делаю это и чувствую себя не статистом, а летописцем». А записывать было что. Так, к примеру, Айнди был в составе делегаций, принимавших в Чечне таких высоких гостей, как Брежнев, дважды довелось встречать Ельцина. Борис Николаевич даже спросил его: «Что ты, чечен, хочешь?» В то время в Чечне шла война, лилась кровь ни в чем не повинных людей, и Айнди ответил: «Я хочу мира!».
Судьба не скупилась на встречи Айнди с именитыми людьми. Так, он встречался с секретарем ЦК КПСС Соломенцевым, маршалом Коневым, космонавтом Комаровым (подаренный им фотоаппарат хранит до сих пор), с сыном легендарного Чапаева. Навсегда остались в памяти встречи с Магометом Мамакаевым, Халидом Ошаевым, другими видными деятелями чеченской культуры.
«Основатель моего родного села Алха, — пишет Салтымуратов в своих мемуарах, — забил кол под первый дом в 1767 году. Сохранилось предание о его беспокойстве за будущее села. Алха предупреждал, в частности, что оно может быть несколько раз сожжено и разрушено. Эти опасения начали сбываться менее чем через восемнадцать лет. В 1785 году бригадный генерал Апраксин сжег Алхан-Юрт дотла. Следующим разрушителем восстановленного и разросшегося села стал Деникин. В 1919 году его войска вплотную подступили к селу, потребовали пропустить их к соседним Гойтам, где укрылись отступившие из Грозного части Красной Армии. Ни этот ультиматум, ни обещанные два мешка денег не поколебали решимости моих односельчан погибнуть, но не пропустить врага. В бою с деникинцами полегло 567 человек. Потери противника были в два раза больше.
Я знал еще некоторые детали этих грандиозных для моего села исторических событий, и они не давали мне покоя. Я не имел ни малейшего представления о том, как реализовать многочисленные идеи и увековечить память защитников Алхан-Юрта, как рассказать о легендарном мужестве и стойкости этих удивительных людей. Неожиданно подсказку сделал классик чеченской литературы Магомет Мамакаев. Мы ехали поездом в Херсон — побратим Грозного. Я был молод и досаждал маститому писателю (понимаю это сейчас) бесконечными вопросами. Когда я заговорил об Алхан-Юрте, Магомет прервал меня:
— Вам надо создать музей села. На это уйдут годы, но только так вы сможете сохранить в истории, в памяти будущих поколений имена своих героических земляков.
Мы возвратились из Херсона домой, и я начал собирать материалы для музея. Собирал не только экспонаты. Больше записывал свидетельства еще живых участников боев с деникинцами, опрашивал родственников погибших. Чем больше узнавал, тем больше хотелось знать. Перед моими глазами разворачивалась панорама немыслимой по ожесточенности битвы не на жизнь, а на смерть. Алханюртовцы демонстрировали чудеса мужества и героизма. Вот лишь несколько эпизодов.
…Хромой имам местной мечети Сойдул Пайзулаев вместе с сыновьями три дня отражал следовавшие одна за другой атаки деникинцев.
Тарха Цамаева и Майма Сулейманова после гибели своих мужей сами вступили в бой. Иные атаки отбивали кинжалами и шашками. Сражение закончилось, обе женщины погибли в неравном бою.
16-летняя Зарета Пацаева и Небист Улубаева вынесли с поля боя на своих плечах, перенесли в с. Урус-Мартан и предали земле тела 27 погибших защитников Алхан-Юрта.
Переселившийся из Шали в Алхан-Юрт Датак Такалаев и три его сына также пали смертью храбрых на поле боя.
А. Салтымуратов понимал, что память об этих людях должна быть увековечена в граните. Но разрешение на строительство памятника можно было получить только в Москве. Айнди не раз выезжал туда, добивался приемов даже у министров обороны и внутренних дел СССР Соколова и Федорчука. В результате в центре Алхан-Юрта вознеслась 18-метровая стела. На ней высечены имена 567 защитников села в годы гражданской войны, 128 алханюртовцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны и шести воинов-сельчан, погибших при выполнении своего интернационального долга вдали от родины.
Конечно, у Алхан-Юрта — богатая и славная история. И люди на этой земле, где чуть ли не каждый камень говорит о героике прошлых дней, жили героические. Но что бы мы о них знали, если бы не этот неугомонный человек, который буквально слагает о них гимны? Ведь благодаря прежде всего его усилиям восемь улиц села названы именами героев, десятки и сотни имен стали достоянием не только Алхан-Юрта, но и республики.
…Когда начался очередной авианалет на Алхан-Юрт, одна из ракет попала в мастерскую А. Салтымуратова. Восстанавливать ее уже не было ни сил, ни средств. Но он не умеет сидеть сложа руки. На досуге Айнди начал делать макеты разрушенных зданий Грозного. Есть макет мечети с действующими системами освещения, отопления, с минаретом, с которого в положенное время раздается призыв к молитве. Есть макет президентского дворца, все кабинеты в котором имеют номера, совпадающие с теми, что были в реальной жизни. И еще есть желание «воссоздать» хотя бы в таких уменьшенных размерах те здания, которые создавали неповторимый облик Грозного.
— Я принадлежу к роду макажой, — рассказывает Айнди. — Мои соплеменники разбросаны по всей Чечне. У меня была навязчивая идея: проследить судьбы хотя бы тех макажойцев, которые живут в Алхан-Юрте. И я стал записывать их данные. Сделал карту Чечни. В результате получилось, что родственными узами мы связаны практически со всей Чечней. Это говорит о том, что мы, чеченцы, были и остались единым целым. Мы – один организм. Повреди или отторгни какую-то часть – будем болеть все. Нам не следует забывать об этом.
— В настоящее время в нашем селе проживает более двенадцати тысяч человек, — рассказывает Айнди. – Здесь единой дружной семьей живут представители 12 национальностей. В селе функционирует госхоз «Алхан-Юртовский», три школы, Дом культуры, музей, торговый центр, больница, сеть магазинов и ларьков и др. В селе установлен обелиск в память о сельчанах, геройски погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн.
Особая гордость А. Салтымуратова – это люди, которые прославили село своим мужеством, героизмом, выдающимися достижениями и успехами. Из села вышло 228 офицеров разных рангов, 21 кандидат наук разных отраслей и 3 доктора наук, много именитых спортсменов и т.д.
Но главная достопримечательность села, конечно, музей, расположенный на втором этаже Алхан-Юртовского Дома культуры, который вместил в себя столько судеб, истории, любви. Любви к родному краю, селу, людям, которые живут на этой прекрасной земле. Не любя их, невозможно было достичь того, чего достиг фанат своего дела, директор музея Айнди Салтымуратов.
Он начал работать в сфере культуры более полувека назад – заведовал клубом в с. Ашекуль Акмолинской области Казахской ССР. Вернувшись на свою историческую родину, устроился на работу заведующим клубом в родном селе Алхан-Юрт. С первых дней он проявил себя как целеустремленный, принципиальный и честный человек, активный и умелый организатор. За годы своей трудовой деятельности он занимал различные должности – от завклубом до заместителя министра культуры ЧР, и на каждой из них проявлял себя профессионалом, по-своему организуя культпросветработу и внося в нее новые формы и методы. По собственной инициативе он создал краеведческий этнографический музей, в котором собраны уникальные экспонаты и который, по всеобщему признанию, заслуживает статуса республиканского. Жители не только района, но и республики с интересом знакомятся с представленными здесь материалами.
Сегодня музей, созданный историком, краеведом и народным умельцем Айнди Исаевичем Салтымуратовым не имеет аналогов в России. Он открыт в 1980 году. Сегодня музей располагает 1625 экспонатами, 186 журналами, 42 буклетами и т.д. За истекшее время экспонаты музея посмотрели более полутора миллиона человек. А сегодня его можно назвать и музеем на колесах: если школьники по какой-то причине не могут приехать сюда, директор сам с наиболее интересными экспонатами едет к ним! Так были организованы выездные встречи с 241 школой, 8 училищами и техникумами, 8 колледжами. В Урус-Мартановском райвоенкомате открыт филиал Алхан-Юртовского музея, где для призывников организуются уроки мужества под рубрикой: «Есть такая профессия – защищать Родину!»
В последнее время ходят упорные слухи о том, что самобытный музей из-за дефицита помещений могут перенести. Конечно, этого не хотелось бы! Но если уж это на худой конец случится, будем надеяться, что администрация села, учитывая уникальность музея, найдет ему достойное помещение. Ведь трудно переоценить ту воспитательную работу, которую Айнди проводит с молодежью. Он знает об истории родного села буквально все, лучше многих знаком с жизнью и историей родного района и республики. При этом он акцентирует внимание на возрождении и пропаганде национальной самобытности народа, на его обычаях и традициях. Под его руководством в СДК создавались прекрасные коллективы художественной самодеятельности, которые неоднократно становились лауреатами и дипломантами республиканских конкурсов и фестивалей. И сегодня этот полный сил, юношеского задора и инициативы ветеран находится в постоянном поиске, он по-прежнему деятелен и активен. За достигнутые успехи он был награжден многочисленными медалями, в том числе «Золотой медалью ВДНХ», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», различными знаками и значками «Победитель соцсоревнования», многократно избирался делегатом всевозможных съездов, депутатом сельских и районных Советов, он — член Союза журналистов РФ, ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры ЧР». К слову, знак «За отличную работу в Министерстве культуры СССР» он получил еще в 1986 году, а несколько лет назад в комиссариате республики генерал-лейтенант Герой Советского Союза Наби Акрамов вручил нашему земляку очередную медаль — «За боевое содружество».
Умиша Идрисова
Вести Республики, № 53 (2737), 26 марта 2016 г.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста