Мир
В Нью-Йорке банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 6,2 миллиона долларов
Главная » НОВОСТИ » Морской волк
Морской волк
29.06.2016 11:43
В 1939 году шестнадцатилетним мальчишкой, приписав себе два года, он добровольцем ушел в армию. Служил в морской пехоте, но незадолго до начала войны был переведен на военный корабль. Никогда не живший у большой воды, он поначалу даже не умел плавать. Но дни и месяцы, проведенные на корабле, привели к тому, что он страстно полюбил море и в короткий срок стал настоящим «морским волком». Это был Мухид Умаров.
Он родился и вырос в селе Алхан-Юрт. Вырос на примерах героев Гражданской войны, многие из которых тогда еще были живы. Об иных рассказывали легенды. Это были первые уроки мужества, отваги, воинского куража. Мальчишек это завораживало. Им очень хотелось скорее повзрослеть, быть похожими на героев. Мухид и в комсомол вступил в надежде на то, что это поможет ему уйти в армию. Поначалу ему удавалось произвести впечатление – рост метр девяносто, крепкого сложения, — но, посмотрев документы, их возвращали парню со словами: «Мал еще. Подрасти». Тогда он и пошел на подделку – приписал себе два года. Как ни абсурдно, это помогло.
Ему повезло служить с земляками, один из которых был из Гудермеса, другой – из Алхан-Калы. Служба в рядах Советской Армии на долгие годы связала их крепкой дружбой. На корабле уже все знали: эта тройка неразлучна. Они и на побывку приехали вместе – весной сорок четвертого все трое были награждены краткосрочным отпуском домой за ратные подвиги. Когда проезжали по просторам родной земли, все трое заволновались, прилипли к окнам.
— Смотрите, наше село! – вдруг закричал алханкалинец.
Ничто не вызвало в них тревоги, но когда прибыли в Грозный, удивились безлюдному перрону, привокзальным улочкам. Потом им объяснили, что чеченцев выслали в Казахстан. Они решили сразу вернуться в свою часть. Если дорога домой была полна ожидания праздника, то дорога назад была тягостна. «Почему? За что?» — они не могли найти ответа на эти вопросы.
Вскоре после возвращения на корабль их отчислили, и катер, в одной из кают которого они находились, взял курс на берег. В этот момент их атаковали немецкие самолеты. Когда команда катера была перебита, командир вызвал из каюты Мухида и двух его друзей. Им предстояло отбивать атаки пикирующих истребителей. Говорят, удача любит смелых: огнем из пулемета наши земляки сбили два самолета противника.
После этого боя их участь была решена. Командир под чужими именами оставил их служить на этом катере. С документами проблем не было – война косила жизни молодых ребят безжалостно: выбирай любые!
— Все трое, и мой дядя в том числе, имели воинские звания, награды, но, к сожалению, ничего не сохранилось, даже фотографий – во время военных действий все было уничтожено, — рассказывал нам Абдула Умаров, племянник Мухида. – Когда из дома дяди военные во время второй контртеррористической кампании выносили вещи, зачем-то прихватили и пакет с фотографиями и документами…
— Мой дядя был очень красивым – высоким, статным, физически очень сильным человеком, — продолжал Абдула. – Наши дедушка и бабушка умерли во время выселения, и Мухид остался за старшего, наверное, поэтому мы называли его Дадой. Мы знали, что наш Дада добрый, отзывчивый и очень порядочный человек. И еще мы знали, что он – истинный Солдат Победы. Но для таких подонков у власти, как Сталин и Берия, он был «врагом народа».
А между тем земляки наши хлебнули военного лихолетья сполна: голодали в осажденном Ленинграде, когда служили в морской пехоте, выполняли самые ответственные и рискованные боевые задания в дни службы на Черном море, и не было случая, чтобы они не справились с поручением.
После войны все выходцы из села Алхан-Юрт, защищавшие страну от гитлеровских захватчиков, вернулись к своим близким. Только Умаров словно потерялся на бескрайних просторах родины. Его мать уже не верила, что ее первенец жив и ослепла от слез, оплакивая его.
Отца Мухида — Эли — уже не было в живых – он умер от голода вскоре после переселения.
Но она дождалась своего сына. Он приехал в Казахстан, в г. Атбасар Акмолинской области весной 1947 года.
Когда Мухид в белом парадном мундире при орденах и медалях шел по перрону, одна из проходивших мимо девушек громко съязвила: «Весь в белом, как покойник, хоть сейчас хорони». Она и не предполагала, что он чеченец. Но встреча оказалась судьбоносной – Азнат (так звали девушку) впоследствии стала его женой. Они дружно и счастливо прожили многие годы.
Однако вернемся к хронологии событий. Как оказалось, Мухид был водолазом, искал и обезвреживал морские мины. Стойко переносившая горе мать, однако, не смогла пережить радость и умерла через две недели после возвращения сына.
Приезд Мухида в немалой степени способствовал тому, что местное население стало с большим уважением относиться к его родственникам, да и ко всем чеченцам тоже – уж слишком видным парнем был этот герой войны. Он без труда устроился на работу, и какую бы должность в последующем ни занимал, всегда оставался душой общества, был личностью, был человеком незаурядным.
Таким и остался в памяти родных, близких и сельчан. Он трагически погиб в 1968 году по нелепой случайности (Дала гечдойла цунна!), но светлая память о нем живет в сердцах тех, кто его знал, кто с ним так или иначе соприкасался.
Дети и внуки героя и поныне живут в родном селе – в Алхан-Юрте.
Умиша Идрисова
Вести республики, №123(2807) 29.06.2016
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста