Пн, 06 мая, 10:43 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Молодые родители, которые говорят только на русском - чеченский педагог рассказала об основных проблемах в сфере родного языка

Молодые родители, которые говорят только на русском - чеченский педагог рассказала об основных проблемах в сфере родного языка

24.04.2024 12:19

Изучение и сохранение родного языка играют ключевую роль в формировании личности и культурной идентичности человека. Именно язык отражает историю, традиции и ценности народа. Также родной язык помогает сохранить и укрепить связь между поколениями. Об этом и способах сохранения чеченского языка корреспонденту «Грозный-информ» рассказала учитель чеченского языка Центра образования им. Ахмата-Хаджи Кадырова Луиза Исраилова.

Ежегодно 25 апреля в Чеченской Республике отмечают День чеченского языка. В преддверии одного из самых важных национальных праздников в регионе традиционно проходят масштабные события: конкурсы, концерты, фестивали и т.д. Однако мероприятия, направленные на сохранение и развитие родного языка, проводятся в республике круглый год. Об эффективности этих мер, а также своим видением того, какие действия помогут сохранить чеченский язык, поделилась Луиза Исраилова.

— Как Вы стали учителем чеченского языка и чем Вас привлекла эта профессия?

— На мой выбор профессии повлияли родители. В большей степени отец – Исраилов Абдул-Хамид. Он всю жизнь посвятил делу обучения детей чеченскому языку и воспитанию подрастающего поколения по обычаям и нравам чеченского народа, носил звание Народный учитель. Многие его знают в сфере образования. По сей день люди подходят ко мне и рассказывают об отце с благодарностью. Он был не только замечательным педагогом, но и уважаемым человеком среди людей, которые его знали. Я всегда брала с него пример. Пыталась быть таким же светлым человеком, доносить до детей красоту нашего языка и нашей культуры.

— Почему Вы считаете важным сохранять и развивать чеченский язык?

— Думаю, в важности сохранения языка и его развития не должен сомневаться ни один патриот. Ведь с потерей языка мы теряем свое лицо, лицо нации, которым мы гордились поколениями. Потеряем смысл гордого слова Къонах, потеряем облик скромной и величественной чеченской девушки, для которой честь и достоинство превыше жизни. Язык, как генофонд, в котором заложены наши корни. Потому язык надо не только сохранять, но и развивать его, чтобы он жил в современной реальности.

— Какие проблемные моменты Вы видите в сохранении чеченского языка среди молодого поколения?

— Я бы выделила основную, на мой взгляд, проблему – это молодые родители, которые в кругу семьи говорят только на русском. У нас есть дети, которые не знают родного языка, что очень печально. Конечно, мы должны знать и учить основной язык нашей огромной страны. Сейчас мы говорим о чеченском языке, как о языке нашей культуры. Я не понимаю, если чеченец подходит к чеченцу, зачем им говорить на другом языке? Был случай как-то, будучи в одном горном селе, мы обратились к молодому человеку за помощью. Мы искали один дом. Так этот молодой человек на чистейшем чеченском языке общался с нами, используя слова и обороты, которые якобы устарели, не смешивая два языка. Был учтив и обходителен. Сам проводил нас до нужного дома. А когда к нему обратились по-русски (среди нас была девушка русская), он свободно перешел на русский язык и дал грамотно ответ. Меня переполнила гордость за такого истинно чеченского парня. У нас есть такая молодежь, молодые люди, патриоты малой и большой Родины, которыми мы можем гордиться. Но есть и много проблем, связанных с «модой» языка и подражанию ложным «интернетным» героям-блогерам.

— Как Вы привлекаете учеников к изучению чеченского языка и культуры?

— Учитель должен быть примером для детей, должен любить и гореть своим предметом. Это самого главное. В остальном хороший инструмент для привлечения внимая детей к языку – это наша литература, которая примерами положительных героев или характерами отрицательных, может пробудить интерес детей к изучению языка не только как к школьному предмету, но и как к чему-то значимому, необходимому в повседневной жизни. Задача учителя «нарисовать картину» яркими красками, пояснить для ребенка и направить его.

— Какие методы сохранения чеченского языка Вы считаете наиболее эффективными?

— Реклама на родном, названия брендов на баннерах – это конечно правильное направление, но малоэффективновное. Иными словами – это хорошее начало, которое должно быть продолжено. Мы наблюдаем, как наши молодые блогеры задают вопросы на знание языка на улицах Грозного. Такие вопросы как: как называется воздух, лягушка, лиса и тп. Такие вопросы и неумение на них отвечать – показатель очень низкого уровня языкознания нашей молодежи. В идеале эти вопросы должны были быть на знание метафор, пословиц, на знание высказываний наших ученых и известных людей. В наше время сохранение языка – наша первостепенная задача, которой, на мой взгляд, будет способствовать популяризация языка, реклама самого языка через интересные для молодежи ролики, адекватный и уместный юмор, а самое главное– через перевод аятов Корана и хадисов на чеченский язык.

— Какие инициативы Вы принимаете, чтобы сохранить интерес школьников к чеченскому языку?

— Чтобы сохранить интерес детей к языку, сначала надо сделать так, чтобы этот интерес появился, проводить уроки на высоком профессиональном уровне. Я стараюсь, чтобы дети работали со словарем, записывали хотя бы 10 незнакомых им слов в неделю. В дальнейшем мы составляем предложения с этими словами. Этот прием позволяет не только узнать новые слова, но и запомнить их.

— Какова роль чеченского языка в формировании характера чеченца? Почему родной язык важен для представителя народа?

— Отвечая на вопрос выше, я сказала, что наш язык похож на генофонд нации. В языке у нас заложены правила поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Умение вести себя на людях прямо зависит от знания языка. Фразы и обороты, которые мы используем на похоронах, на свадьбах, диалоги с отцом или матерью, с младшим и старшим, что можно, а что нельзя – все это предается через язык. Я твердо уверена, что знание языка делает чеченца чеченцем.

— Какие возможности для изучения чеченского языка есть в вашем центре?

— Мы стараемся идти в ногу со временем. Для желающих углубить свои знания чеченского языка есть Интернет-ресурсы: «Дешархо», «Урок95», «Ишкола». Недавно вышел в свет большой орфографический словарь с электронным приложением. В общем, для тех, кто хочет заниматься родным языком, данные ресурсы будут очень полезны. Также стоит отметь деятельность наших ведомств в этом направлении: Министерство образования и науки ЧР, Минкульт ЧР, Союз писателей ЧР, Институт чеченского языка. Благодаря вниманию со стороны Главы республики Рамзана Ахатовича Кадырова вопрос сохранения и развития родного языка и культуры имеют первостепенную важность. Мы уже достигли в этом хороших результатов. По воле Всевышнего, дальше будем улучшать показатели.

— Каковы Ваши надежды на будущее развития чеченского языка среди молодого поколения?

— У меня есть не только надежды на развитие чеченского языка, но и уверенность в том, что в скором будущем наш язык будет востребован у современников, как и любой другой язык. Пользуясь случаем, я бы хотела обратиться к молодым мамам. Учите чеченский язык! Вы держатели домашнего очага, вы закладываете фундамент воспитания наших детей. Испокон веков матери взращивали наших мужественных сынов и целомудренных дочерей. Уделите хотя бы час по истечению дня ребенку, не давая ему в руки гаджет. Посидите с ним и поговорите с ним на чеченском языке. Обсудите радости и проблемы, дайте совет необходимый, расскажите историю. И, в совокупности с правильными примерами для подражания от отца, его наставлениями, из ребенка вырастет истинный чеченец – патриот, воспитанный, образованный, нравственный и креативный.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |