Вт, 09 декабря, 04:43 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Российская цивилизация в контексте современной глобализации

Российская цивилизация в контексте современной глобализации

01.08.2025 17:06

В научно-теоретическом журнале «Век глобализации» (2025.№ 2) (Вестник МГУ им.М.В.Ломоносова) опубликована совместная статья главного научного сотрудника Комплексного научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова РАН, доктора философских наук, профессора Вахита Акаева и доктора исторических наук, профессора ЧГУ им.А.А.Кадырова Мовлы Осмаева на тему: «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ».

В ней раскрываются социокультурные, цивилизационные аспекты Российского государства, испытывающего сложные воздействия современной глобализации. Как часть современного глобального мира Россия представляет собой специфическую цивилизацию, разительно отличающуюся от мира западного и восточного.

В то же самое время Россия – это государство-цивилизация, опирающееся на западные и восточные культурные ценности. Являясь специфическим миром, который в условиях современной глобализации она вынуждена адаптироваться и вносить свои изменения в быстро меняющиеся социальные обстоятельства. Российская цивилизация формировалась на основе длительного противоречивого этнокультурного развития ее многообразных народов, отличавшихся друг от друга на основе языков, верований, историко-культурного и политического прошлого.

В этом контексте анализируется и кавказская цивилизация, которая в условиях современности сохраняет свои традиционные особенности, в числе которых консервативные социокультурные грани, прочные семейные отношения, этнокультурные традиции, адаптирующиеся в глобальных условиях.

Кавказ, целиком входивший в состав СССР, сегодня разделен на две части: южный и северный, которые социально-экономически, политически культурно разноориентированы. В целом Кавказ – «это не только место встречи и синтеза культур и цивилизаций». Он является регионом, привлекающим внимание очень многих государств, транснациональных компаний и по другим мотивам. Так, «обширная зона Прикаспия является богатейшим месторождением нефти и газа, кладовой горючих ископаемых ХХI века. Поэтому объявляют Кавказ зоной своих геостратегических интересов США и Англия, Германия и Турция, даже Швеция».

Народы Кавказа в условиях современного развития мира, глобализационных трансформаций, экономических, культурных, политических преобразований, сохраняют свои этнокультурные традиции, ценности, и они более устойчивы, не позволяют им размыться. Кавказская молодежь, придерживающаяся традиционных семейных традиций, сдержана в плане следования западным антитрадиционным культурным новациям, но при этом она восприимчива к новациям в технологическом отношении.

Известный отечественный кавказовед В.В. Черноус, отстаивая свои позиции о бытовании кавказской горской цивилизации отмечал, что «горские народы ходом исторического развития оказались втянутыми в глобальное противостояние атлантистской империи Англии, континентальной Российской империи, а также Франции и Германии, которые в разные периоды оспаривали гегемонию России в Европе».

Исследования, касающиеся кавказской цивилизации, приобретают неоднозначный характер. Кавказ, как сложный регион в этническом, языковом и религиозном отношении, развивается в течении многих веков. Кавказские народы, существуя в условиях этнического, культурного и социального разнообразия, формировали особые институты, которые преодолевали обособленность и отчуждение этносов и отдельных локальных социумов. Между тем, с помощью этих институтов преодолевались противоречия, конфликты, устанавливались доверительные контакты и отношения между различными народностями и общностями внутри одного этноса. Этого кавказские этносы добивались через такие этносоциальные институты как куначество, аталычество, побратимство и гостеприимство.

Институты, осуществляющие межэтническое сотрудничество народов Кавказа, позволяли накопить богатый опыт взаимной терпимости, достойных компромиссов, разумного приспособления, разностороннего сотрудничества. По мнению Б. Х. Бгажнокова, у адыгских народов «благожелательность стоит в одном ряду с такими принципами поведения, как гостеприимство, почитание старших. Более того, она - условие реализации каждого из названных принципов».

Кавказ, как и любой другой регион, подвергается ощутимым глобализационным новациям. Идеи потребительства, следование всевозможным наслаждениям, формируя гедонистическую ментальность, коснулись его народов. Характеризуя современное общество потребления, Жан Бодрийяр, пишет, что «общество потребления реализует стремление к вещам, но еще более оно нуждается в их разрушении», а это «разрушение остается основной альтернативой производству».

В ходе сопоставления образа жизни, ментальности народов Кавказа и образа жизни народов западного мира мы наблюдаем духовно-культурную устойчивость, консерватизм кавказцев, их преданность, бережное отношение к своим историко-культурным традициям, исторической памяти. Традиционные ценности народов Кавказа, которые статичны, консервативны, против активно меняющихся ценностей западной цивилизации. В условиях современного глобального мира, они прочны, медленно подвергаются к изменениям. Культурные новации народы Кавказа принимают осторожно, медленно. Вместе с тем, они быстро улавливают и практичную пользу массовой культуры.

Для народов Кавказа их историко-фольклорные герои часто служат в качестве образца для подражания, несмотря на свою мифологичность. На их примерах они учат подрастающие поколения.

Валерий Золотухин

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |