Главная » НОВОСТИ » Общество » Историко-юридические аспекты определения административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия
Историко-юридические аспекты определения административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия
10.04.2013 13:55
В 1944 году чеченцы и ингуши были выселены со своих исконных исторических территорий, а Чечено-Ингушская Республика была упразднена.
Западная часть нахского этноса – ингуши, территориально оказавшись ущемленными, впоследствии несколько десятилетий безуспешно добивались права проживания на родных исторических землях и возвращения незаконно (насильственно) отнятой своей территории. Однако, в советский период, до самого распада СССР, их мытарствам не было конца. Окончательная трагедия для ингушей произошла осенью 1992 года во время антиконституционных событий в Северной Осетии-Алания. Ингуши, ранее проживавшие на своих родных исторических землях в Пригородном районе и в г. Владикавказ – бывшей столице Ингушской автономной области, были насильственно изгнаны. После чего, они большими группами в качестве беженцев вынуждены были расселяться в соседней братской Чеченской Республике, в том числе и на территории Сунженского и части Малгобекского районов.
Переселение и временное обустройство ингушей в ЧР в 1992 г. совпали с тяжелейшим для чеченского народа периодом, тем не менее, потерявшие кров и обездоленные ингуши на новом месте были приняты чеченскими властями и народом по-братски.
Продолжая временное пребывание в Чеченской Республике, и проживая на территории ЧР, ингуши с течением времени стали выдвигать территориальные притязания на часть чеченских земель Сунженского и Малгобекского районов бывшей Чечено-Ингушской АССР.
В конце 90-х годов XX столетия данный вопрос все настойчивее стал подниматься официальными лицами Республики Ингушетия в высших политических кругах РФ, игнорируя чеченскую сторону. В основе такой позиции лежит попытка в одностороннем порядке реализовать свои притязания на земли большей части Сунженского района и определенной части Малгобекского района бывшей ЧИАССР. Данный вопрос останется неясным, если не попытаться уяснить суть и понять этапы развития территориальных притязаний ингушей на земли названных районов. Для этого следует понять историю и юридические аспекты.
Итак, территория Сунженского района Чеченской Республики состояла из 20 с лишним населенных пунктов. Они в прошлом были частью Сунженского округа, который как отдельный административно-территориальный субъект входил в состав Горской АССР, образованной 20 января 1921 года. В состав этой республики входили округа: Чеченский, Ингушский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Черкесский и Северо-Осетинский. Вскоре Горская АССР начала распадаться на вышеперечисленные составные части.
30 ноября 1922 года из Горской АССР вышел и Чеченской округ, преобразованный в Чеченскую автономную область. 4 января 1923 года Постановлением ВЦИК РСФСР были определены границы автономной области. В это время Чеченская автономная область состояла из шести округов: Гудермесского, Шалинского, Веденского, Надтеречного, Урус-Мартановского, Сунженского (Новочеченского) и одного Петропавловского района.
13 февраля 1924 года Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР был образован Северо-кавказский край. В административном устройстве все выходившие из Горской АССР автономные области и округа входили в состав вновь созданного Северокавказского края.
7 июля 1924 года после упразднения Горской АССР последними из ее состава вышли Ингушская и Северо-Осетинская автономные области и Сунженский округ. Первые два обрели новый статус и стали именоваться каждый в отдельности автономными областями. Сунженский округ – статус автономного округа. Все эти субъекты края, имея свои определенные границы, возглавлялись областными и окружными органами управления.
Сунженский автономный округ в составе этого края, по самоуправлению приравненной к губернии, не имел ничего общего с ними ни по территории, ни по величине населения, ни по количеству населенных пунктов, ни по экономическим и культурным показателям. По существу это был маленький самоуправляемый район, территория которого равнялась 1185,5 кв.км с населением 34808 человек, где насчитывалось 20 населенных пунктов (аулы, хутора и станицы), которые объединялись в 9 сельских советов.
В 1926 году население и управление Сунженского АО пришло к убеждению: сохранение округа как отдельной и самостоятельной административной единицы в дальнейшем нецелесообразно.
Президиум Северо-кавказского крайисполкома, откликаясь на настойчивые обращения руководства и населения Сунженского АО, поручило краевой специальной административной комиссии подготовить вопрос о реорганизации округа.
Предложения Комиссии были сформулированы следующим образом:
а) Северную часть округа в составе станицы Терской с хуторами Нижне-Бековичи, Предмостный, Майский и Октябрьский передать в состав Моздокского района Терского округа.
б) Южную часть округа в составе станиц Слепцовской, Троицкой, Карабулакской, Нестеровской, Вознесенской и Ассиновской с хуторами Давиденко, Акки-Юрт и Чемульга объединить в один район и передать в состав Чеченской автономной области.
Президиум Северо-кавказского крайисполкома на своем заседании 27 сентября 1928 года на основании выработанных предложений принял решение о расформировании Сунженского АО и присоединении его южной части к Чеченской автономной области в формулировке Краевой Административной Комиссии.
Руководство Чеченской автономной области 9 октября 1928 года на заседании Президиума выносит Постановление, в котором говорится:
а) По решению Президиума Северо-кавказского крайисполкома, принять в состав Чеченской автономной области Сунженский автономный округ.
б) Для практического проведения в жизнь решений Президиума Северо-кавказского крайисполкома образовать комиссию.
В дальнейшем Президиум Чеченского автономного облисполкома действовал в рамках принятого решения Северо-кавказского крайисполкома. Выполняя это решение, руководство Чеченской АО наметило практические шаги по включению южной части Сунженского округа в состав Чеченской АО.
К 19 декабря 1928 года был подготовлен проект изменений по внутреннему делению всей Чеченской автономной области. В частности, в документе внутреннего деления Чеченской АО под пунктом №10 значится «Сунженский округ с центром в станице Слепцовской»
В состав Сунженского округа входят сельсоветы: Ачхоевский, Асламбековский, Самашкинский, Слепцовский, Карабулакский, Вознесенский, Троицкий, Ассиновский, Нестеровский, Давыденковский и Чемульгинский с количеством населения 46861 чел., территория -6000 кв. км., 11 сельсоветов.
Наконец, вопрос «Об упразднении Сунженского округа» 4 февраля 1929 года рассмотрен на заседании Президиума Всероссийского ЦИК под председательством М.И. Калинина и утвержден в следующей редакции: «Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:
1. Сунженский округ Северо-кавказского края упразднить, распределив территорию его в нижеследующем порядке:
2. Станицу Терскую с хуторами Октябрьским, Майским, Предсмостным и Нижне-Бековичи включить в состав Моздокского района Терского округа.
3. Остальную территорию в составе станиц Слепцовской, Троицкой, Карабулакской, Нестеровской, Вознесенской и Ассиновской с хуторами Давиденко, Акки-Юрт и Чемульга включить в состав Чеченской автономной области, образовав на этой территории округ на правах района с центром в станице Слепцовской, с наименованием его Сунженский.
4. Ликвидацию округа произвести в порядке инструкции ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1923 года»
14 февраля 1929 года в печати было официально объявлено о включении Сунженского округа в состав Чеченской автономной области. Таким образом, Сунженский округ в начале 1929 года с центром станицы Слепцовской стал административно-территориальной единицей и составной частью Чеченской автономной области. В данном округе совместно проживало чеченское и русское (казачье) население. В статусе чеченской административно-территориальной единицы Сунженский округ оставался до 1931 года. В 1931 году все внутренние округа Чеченской АО, в том числе и Сунженский, были переименованы в районы. Таковым он являлся при объединении Чеченской и Ингушской автономных областей 15 января 1934 года.
В 60-х годах прошлого столетия после восстановления ЧИАССР над Сунженским районом начали производиться различные административные «упражнения и комбинации». Власти Чечено-Ингушской АССР данный район как административно-территориальную единицу то создавали, то ликвидировали, то включали ее куда-то, то присоединяли к ней какие-то другие территории. При этом производились ничем не объяснимые административно-территориальные изменения. Эти «упражнения» продолжались и в семидесятых годах прошлого столетия. Так, часть Галашкинского района ЧИАССР в 1975 году необоснованно была включена в состав Сунженского района, в котором он продолжал находиться до периода перестройки.
В 90-х годах XX века Сунженский район Чечено-Ингушетии представлял собой территорию площадью в 2,4 тыс. кв. км. Он состоял фактически из двух районов: Сунженского, входившего в Чеченскую автономную область, и Галашкинского, - входившего в Ингушскую автономную область.
В 1992 году земли этих районов оказались стихийно разделенными. Территория бывшего Галашкинского района справедливо отошла к вновь созданному субъекту РФ - Ингушской автономии по принадлежности. Две части чеченской территории, Сунженский район и часть Малгобекского района, не имея никаких политических решений и юридических оснований, в условиях безвластия в ЧР, оказались под влиянием ингушских властей. В настоящее время ЧР контролируются лишь несколько населенных пунктов.
26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР принимается Закон «О реабилитации репрессированных народов». Исполнение Закона было возложено на Совет Министров РСФСР и подлежал безусловной реализации Правительством РСФСР и ЧИР. Однако, Закон не стал рычагом по возвращению земель Пригородного района бывшей Чечено-Ингушетии, переданных в 1944 году Северной Осетии. Заключалось это в полном отсутствии инициативы Правительства ЧИАССР в принятии подзаконных актов РСФСР, которые служили бы для исполнения Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и восстановления справедливости.
Справедливости ради следует отметить, что в 1991 году, предвидя назревающие события, Президиум Верховного Совета ЧИР принял решение о восстановлении пограничного с Осетией Галашкинского района в границах 1934 года. Это решение ингушской частью депутатов Верховного Совета ЧИР было встречено в штыки. Попытка решения проблемы Сунженского и части Малгобекского районов (в том числе и бывшего Пседахского района) успехов не дали.
Осенью 1991 года в бывшей Чечено-Ингушской Республике сложилась острая конституционно-правовая ситуация. Второго сентября 1991 года, в период острейшего кризиса в ЧИР, на третьем этапе Общенационального Конгресса чеченского народа, Председатель Народного Совета Ингушетии Иса Кодзоев огласил решение депутатов всех уровней Ингушетии. В этом документе говорилось, что ингуши, согласно резолюции, принятой II Съездом ингушского народа (проходившего 8-10 сентября 1989), твердо намерены восстановить бывшую до 1934 года Ингушскую автономию в составе РСФСР со столицей в правобережной части города Орджоникидзе. Данное решение конгрессом чеченского народа было поддержано. В связи с этим возникала уже конкретная угроза распада Чечено-Ингушской Республики, что и произошло через три дня. Верховному Совету РСФСР, с учетом решений ингушской стороны и Постановления внеочередной сессии Верховного Совета ЧИР от 27 ноября 1990 года, оставалось распустить Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики, что и было реализовано 15 сентября 1991 года под руководством Председателя Верховного Совета России Р.И. Хасбулатова.
Единая Чечено-Ингушская Республика юридически перестала существовать. Ингушская Республика еще не была создана. Практически, реализация закона к этому времени стала возможной только решением центральных органов власти. Однако, комиссия Правительства РСФСР во главе с Гавриловым прекратила свое существование, не сделав ничего в реализации Закона «О реабилитации репрессированных народов» и не оставив на это никакой надежды.
20 декабря 1991 года, в связи с провозглашением ингушским народом декларации «О создании Ингушской Автономии в составе РСФСР», Парламент Чеченской Республики Ичкерии принял постановление о создании комиссии по определению границ, в состав которой были включены 7 депутатов законодательного органа и ряд специалистов -политологи, историки, правоведы, а также представители Совета старейшин двух республик.
В конце февраля 1992 года данной комиссией вся возложенная на нее работа была завершена. Несмотря на это, ни официальные власти РФ в Ингушетии, ни Оргкомитет Ингушетии по восстановлению Ингушской автономии не предприняли никаких шагов для согласования и окончательного решения этого вопроса. Однако, ингушская сторона, вводя в заблуждение население, сочла нужным резко отреагировать на постановление Парламента Чеченской Республики Ичкерия, называя его грубым посягательством на территорию Ингушетии.
8 января 1992 года Парламент Чеченской Республики Ичкерия заявил, что границы между Чеченской Республикой и Ингушетией будут устанавливаться в соответствии с границей, существовавшей к моменту объединения двух автономных областей в 1934 году, что все проблемы, касающиеся восстановления границ ЧР, подлежат разрешению путем двухсторонних переговоров. В тот же день Парламент Чеченской Республики Ичкерия своим Постановлением №65 от 8 января 1992 года реорганизовал Сунженский район, определив его границы в рамках линии, существовавшей к 1934 году, на момент объединения Чеченской и Ингушской автономных областей.
Таким образом, в соответствии с границами, существовавшими к 1934 году, в состав ЧР входили следующие сельские поселковые и станичные советы - Ассиновский (станица Ассиновская и село Чемульга); Нестеровский (станица Нестеровская); Орджоникидзевский (станица Орджоникидзевская); Серноводский (село Серноводское и курорт Серноводсикй ); Троицкая (станица Троицкая);Арштинский (село Аршты); Карабулакский (поселок Карабулак); Вознесеновский (станица Вознесеновская);Пседахский (село Пседах); село Вежарийн-Юрт; село Акки –Юрт; поселок Южный; село Красная Горка с возвращением всей территории ЧР, отторгнутой и присоединенной к горсовету г.Малгобек.
По существу, чеченская сторона с учетом правовой, исторической, географической, этнической и экономической составляющих, границ, существовавших к 1934 году между Чеченской и Ингушской автономными областями на момент их объединения, считая земли Сунженского района в составе ЧР, правомерно начала проводить соответствующую работу по социально-культурному и хозяйственному преобразованию.
Однако, в 1992 году в период сложной общественно-политической обстановки и тяжелого экономического положения в ЧР, существовавшие в то время органы власти в полной мере не смогли осуществить в реорганизованном районе социально-экономические и хозяйственные меры по преобразованию и развитию региона.
Лидеры Ингушетии, начиная с первого дня радикальных перемен в бывшей Чечено-Ингушетии, начали искусственно осуществлять политику нового национально-демографического курса на исконных чеченских землях. Они же забыли, что в борьбе за выживание в XIX веке плоскостные земли ингушам предоставлялись чеченцами в пользование, в том числе и земли современного Назрановского и Малгобекского районов. Новые же земли ингушам стали выделять за их участие в казачьих формированиях.
В 1992 году временные органы власти Ингушетии воспользовались сложившейся сложной общественно-политической ситуацией в ЧР, стали, как и прежде, заселять Сунженский район ЧР представителями ингушской национальности, ранее проживавшими в Северной Осетии-Алании. Представители чеченской национальности, работавшие в Сунженском районе на различных постах, под давлением митинговых страстей выдавливались из района. Другая часть чеченцев во избежание острых конфликтов бросала не только работу, но и меняла место жительства, так как уже имелись случаи столкновений между чеченцами и ингушами. Должностные лица, направляемые на работу в Сунженский район властями ЧР, не имея возможности приступить к исполнению своих обязанностей, возвращались в Грозный. Такое положение на территории Сунженского района ЧР продолжалось до середины 1992 года, а временные органы власти Ингушетии активно действовали по нейтрализации власти Грозного в Сунженском районе.
4 июня 1992 года Верховный Совет РФ, рассмотрев предложение Президента РФ, принял Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ», без определения границ. (Впрочем, надо отметить, на наш взгляд, что по своей правовой природе он же является правовым актом). Вопрос о ЧР должен был решаться после урегулирования кризисной ситуации в республике. Между тем, законом поручалось правительству РФ, в целях реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года, создать Государственную комиссию правительства и осуществить подготовку правовых и организационных мер по государственно-территориальному разграничению. Решение всех спорных вопросов осуществить в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. Закон также определял порядок и сроки проведения выборов. Статьей 4 данного закона устанавливался переходный период для решения вопросов, связанных с образованием Ингушской Республики до марта 1994 года.
Постановлением Верховного Совета РФ № 2928-1 от 4 июня 1992 года был установлен порядок введения закона в действие, в котором отмечено, что территория Ингушской Республики образуется Постановлением Верховного Совета РФ по представлению результатов работы государственной комиссии, созданной правительством РФ. Этой же комиссии предписывалось на основе согласования всех заинтересованных сторон до 31 декабря 1993 года внести предложения об определении границ Ингушской Республики и нормализации ее функционирования. Но, государственная комиссия РФ, несмотря на предписание правительства России, указания его не выполнила ни по одному направлению.
В 1992 и уже в 1993 гг. по решению этого вопроса работала двусторонняя комиссия Чеченской и Ингушской республик, по итогам которой были подписаны документы, подтверждающие необходимость установления границ между ЧР и РИ по 1934 году. Однако, эти документы остались нереализованными по вине ингушской стороны. Дальнейшая история событий развернулась так, что среди граждан ЧР стали активно распространять копии всевозможных административных карт 1926, 1928 гг, т.е. периода, когда еще Сунженский округ не был включен в состав Чеченской автономной области.
Стоит отметить, что с момента включения части Сунженского округа в состав Чеченской автономной области в 1929 году и объединения Чеченской и Ингушской автономных областей в 1934 году, административная граница между этими двумя субъектами юридически не менялась никогда.
Миф о том, что два чеченских района - Сунженский и Малгобекский - кем-то подарены, переданы или еще что-то, вроде проданы соседней Ингушетии, не имеет под собой никакой основы. Нет в природе ни одного документа, подтверждающего факт передачи земель этих районов кому-либо.
Достаточно свидетельств по данному вопросу содержат и правительственные документы того периода. Это различные протоколы намерений и рабочих групп, соглашения сторон, распоряжения о создании государственных комиссий ЧР, куда включались жесткие по территориальным вопросам представители чеченской власти. Наконец, Договор «О разграничении территории ЧРИ и РИ», подписанный тогдашними руководителями этих республик - Дудаевым и Аушевым. В соответствии с этим Договором, во-первых: граница между ЧР и РФ на ингушском участке (как было написано в Договоре) определялась по 1934 году и временно должна была оставаться прозрачной. Во-вторых, территория Сунженского и Малгобекского районов признавалась под юрисдикцией ЧРИ. В-третьих, в Договоре перечислялись входящие в состав ЧРИ населенные пункты: Ассиновская, Аршты, Чемульга, Нестеровская, Орджоникидзевская (Слепцовская), Троицкая, Карабулак, Пседах, Вознесеновская, Вежарийн-Юрт, Акки-Юрт, Южный и т.д. Об этом соглашении упоминает бывший спикер РФ Р.И. Хасбулатов в своей книге «Взорванная жизнь», изданной в Москве в 2001 году.
Между тем, нас удивляет парадоксальная крайность, когда представители не только власти, но и почти всего населения Республики Ингушетия, не имея на то абсолютно никаких прав, в нарушение Конституции Российской Федерации, периодически обращаются во все вышестоящие инстанции РФ, пытаясь, минуя чеченскую сторону, в одностороннем порядке решить вопрос о закреплении территории Сунженского и Малгобекского районов за Республикой Ингушетия.
Следует также отметить, что власти Республики Ингушетии в своих многочисленных письмах и обращениях в адрес руководства страны не нашли возможным даже упомянуть, что такая ситуация сложилась вследствие не исполнения Федеральным центром законов «О реабилитации репрессированных народов» (статей 3,4 и 6) Закона РФ «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» (статья 2), Закона РФ «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов» от 16 сентября 1995 года и т.д.
Большое значение также имеет решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по этому вопросу 16 сентября 1993 года, в соответствии с которым Верховному Совету РФ, Правительству РФ и Государственной комиссии по определению границ Ингушской Республики надлежало своевременно и неукоснительно выполнить все возложенные на них обязанности, в соответствии с Законом РФ от 4 июня 1992 года «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ», статьи 3 Закона РФ от 3 июля 1992 года, «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и другими относящимися к данному вопросу нормативными актами. Однако данное судебное решение до настоящего времени также не исполнено.
Не состоялась также и реализация ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в том числе, проведение выборов в органы местного самоуправления на спорных территориях) по изложенным выше причинам.
В настоящее время остро стоит вопрос об утверждении границ между ЧР и РИ, переговоры, по которым, на наш взгляд, должны были пройти еще в 2003 году с принятием Конституции ЧР.
Правительству РФ следует безотлагательно образовать Государственную комиссию по определению границ (не стихийно возникших), а вновь созданного субъекта РИ, и утверждению границ ЧР в соответствии с нормами действующей Конституции РФ.
Ваха Муртазалиев, кандидат юридических наук,
доцент кафедры конституционного и административного права ЧГУ
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Общество»:
- 24.11.2024 / 14.15
- Многодетная мать из Урус-Мартана: Нет большего счастья, чем семья
- 24.11.2024 / 13.40
- За прошедшие сутки в Чеченской Республике зарегистрировано 6 пожаров
- 24.11.2024 / 13.20
- Россиянин отсудил у BMW 300 миллионов рублей за неработающий вентилятор в машине
- 23.11.2024 / 19.59
- МинНацИнформ ЧР оказал материальную помощь матерям погибших участников СВО
- 23.11.2024 / 15.11
- Мэр Грозного провел совещание по вопросам ЖКХ