Главная » НОВОСТИ » СВО » "Без дронов никуда": боец полка "Север-АХМАТ" о тактических хитростях и войне будущего
"Без дронов никуда": боец полка "Север-АХМАТ" о тактических хитростях и войне будущего
10.07.2025 14:27
От «игрушки» до главных глаз армии: как дроны изменили поле боя в СВО?
Об этом корреспонденту ИА «Грозный-информ» рассказал командир взвода роты РЭБ 78-го мотострелкового полка «Север-АХМАТ» МО РФ с позывным «Куба». Он поделился приемами работы с дронами, а также о случаях когда солдатская смекалка спасала жизни, и о том, почему война будущего будет войной технологий. «Будем живы — не помрём» – его главный принцип в критических ситуациях.
Вы были одним из основателей школы БПЛА «Ахмат» и заместителем её командира. Как изменилось применение дронов с первых дней СВО до сейчас? Какие тактические «лайфхаки» вы бы передали новым операторам?
За три года СВО дроны из обычной «игрушки» во всех подразделениях стали основными «глазами». Теперь без дронов разного типа никуда, от слова «вообще». Будь это разведка, огневое поражение техники и живой силы противника, эвакуация раненых, доставка боеприпасов, воды, продовольствия на передовую.
Птичникам (операторы БПЛА) я могу сказать, что ни одной позиции, с которой они летают, не бывает одинаковой. На каждой новой точке множество своих нюансов, и поэтому они должны это учитывать. Всегда перед первым полётом сначала необходимо собрать данные: маршруты полётов союзных подразделений, высоты и многое другое. Необходимо всегда проводить анализ полётов — это поможет терять меньше дронов.
Как командиру взвода РЭБ, вам приходится «глушить» технику противника. Были ли случаи, когда ваши решения радикально меняли ход боя? Что самое неожиданное «поймали» на подавлении?
Были случаи, когда во время выполнения боевых задач наше оборудование выходило из строя по разным причинам (чаще всего это поражение осколками от снарядов или FPV-дронов). Поэтому приходилось принимать решения для оперативного ремонта, и часто срабатывала солдатская смекалка. Много случаев, когда оперативное решение включить наше оборудование спасало жизни наших бойцов.
Неожиданным уловом в июне 2024 года в районе Курдюмовки стал 15-дюймовый FPV-дрон на нестандартной частоте управления, который нёс на себе 4 самодельных взрывных устройства с большим количеством поражающих элементов. При этом дрон упал, но не взорвался. Это помогло нам узнать некоторые особенности используемых дронов противника.
Вы участвовали в программе «Время героев». Какой проект или идею вы там представили? Что из этого уже внедрено в реальные боевые условия?
Да, я участвовал в программе «Время героев». В число 85 победителей я не вошёл, но мне было предложено пройти онлайн-обучение в Высшей школе государственного управления при РАНХиГС. Один курс я уже успешно прошёл, сдал итоговый тест и получил сертификат. Сейчас в течение месяца я снова прохожу обучение по другим темам.
С первых дней СВО вы были оператором БПЛА. Как психологически выдерживать нагрузку, когда от вашей работы напрямую зависят жизни своих? Были моменты, когда хотелось отказаться от этой роли?
В 2022 году, ещё до мобилизации, я ушёл добровольцем через РУС им. Путина В.В. в спецназ «Ахмат». Изначально я был гранатомётчиком. Оператором БПЛА стал с января 2023 года. Тогда стояла непростая задача освоить квадрокоптеры как боевую единицу. Когда мне становится очень тяжело, я себе напоминаю, что ребятам, которые находятся впереди, намного тяжелее. В трудные минуты я думаю о своей жене, сыне. Я чувствую их поддержку. Моментов, когда хотелось отказаться от этой роли, не было — я чётко знаю, зачем я здесь.
Школа «Ахмат» готовит специалистов БПЛА. Как вы учите новичков принимать решения за доли секунды? Можете привести пример, когда чутьё или импровизация спасли ситуацию?
Я уже более года не имею отношения к школе аэроразведки «Ахмат». Теперь все мои знания я использую в полку «Cевер-АХМАТ» под командованием полковника Зингиева Зайнди Рамзановича. Как я теперь говорю: «Раньше я летал и учил летать на дронах, а теперь моя задача — эффективно противостоять этим дронам»
РЭБ и БПЛА — два ключевых инструмента современной войны. Как вы видите их развитие через 2–3 года? Какие технологии или тактики противника вас сейчас больше всего настораживают?
Эти направления развиваются семимильными шагами. Через 2–3 года мы в полной мере увидим войну дронов и роботизированной техники. Больше всего напрягают дроны, такие как «Баба-Яга», которые используют Starlink. Против них противостоять нелегко но наши бойцы очень быстро учатся. Тем более у нас есть все необходимое для развития, отдыха и ведения боевых действий. В этом очень большая заслуга Регионального общественного фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова, Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича и нашего командира полковника Зайнди Зингиева.
Что лично вам даёт мотивацию продолжать службу, несмотря на все риски? Есть ли фраза, принцип или воспоминание, которое «заряжает» в критический момент?
Я родился в СССР. Патриотизм для моего поколения — не просто слово. В 2022 году я не мог оставаться в стороне. Моя мотивация — это моя семья, мои близкие, народ нашей страны. В критический момент я вспоминаю фразу из «Василия Тёркина»: «Будем живы — не помрём».
Башир Саутиев
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «СВО»:
- 06.12.2025 / 16.06
- Продолжение следует: Рамзан Кадыров рассказал об ударах возмездия по Украине
- 05.12.2025 / 11.16
- ПВО России за ночь сбила 41 украинский беспилотник
- 04.12.2025 / 21.16
- Из Грозного вылетела очередная группа добровольцев в зону СВО
- 04.12.2025 / 17.40
- В России отметили подвижки на переговорах по Украине
- 04.12.2025 / 11.31
- За ночь над Россией сбили 76 украинских беспилотников

