Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Чеченцы в военной элите Османской империи - Турции
Чеченцы в военной элите Османской империи - Турции
20.02.2021 16:36
Чеченская диаспора оказала немалое влияние на развитие стран Ближнего Востока в конце XIX - начале XX вв. Тема формирования северокавказской диаспоры, включая чеченскую, на Ближнем Востоке обширна.
Профессор, заслуженный деятель науки Чеченской Республики, заслуженный работник культуры ЧИАССР, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Лейчий Гарсаев предоставил ИА «Грозный-информ» часть своей еще не вышедшей книги о чеченских мухаджирах Турции и Сирии. В ней, как и в предыдущем издании («Чеченские мухаджиры и их потомки в истории и культуре Иордании»), рассказывается о том, как складывались трагические судьбы этих несчастных людей, как и какой ценой формировалась чеченская диаспора, о весьма сложной истории их появления там в результате военно-административных и колонизаторских мер царизма, а также о сегодняшней их полнокровной и разносторонней жизни. Достаточно достоверно передавая атмосферу чаяний и надежд, связанных у наших соотечественников с исторической родиной, материалы книги дают представление о том, каким образом происходит их интегрирование в турецко-арабское общество.
«Ближневосточный чеченский феномен» представляет собой показательный пример развития чеченской диаспоры, которая начала формироваться со II-й половины XIX – нач. XX в. С возникновением независимых государств Ближнего Востока чеченцы, как и черкесы, оказывали и оказывают заметное влияние на социально-политическую и культурную жизнь в этом регионе. Складывание правящей (и в значительной мере – военной) элиты Иорданского Королевства, Турции, Сирии и Ирака несомненно происходило с активным участием представителей северокавказской диаспоры. В связи с вышеизложенным проблема генезиса и современного состояния чеченской диаспоры в странах Ближнего Востока и Турции имеет очень важную теоретическую и практическую значимость.
Военная элита Турции из чеченцев.
Чечензаде Хасан-паша – это государственный деятель, эффективный и опытный организатор и управленец, представляющий собой яркую личность эпохи правления султана Махмуда II (1785–1839), когда Османская империя постоянно воевала как с внутренними, так и внешними врагами. Его характеризуют как человека слова, пользующегося высоким авторитетом, обладающим сильной волей, внушающим доверие друзьям и страх врагам. О Хасан-паше отзывались с большим уважением.
Фамилия Чечензаде говорит о чеченском происхождении этого видного офицера.
Несмотря на то, что дата рождения Чечензаде Хасан-паши неизвестна, множество подробностей из его жизни раскрылось в последние годы благодаря архивным документам. Исходя из полученных сведений, впервые его имя упоминается в документе, датируемом 5 июля 1796 г., где говорится, что он был привезен в Стамбул для службы в частной охране падишаха и получил хорошее образование в отряде «силяхшоров» (отряды, вооруженные самым разнообразным, разнотипным оружием, категория воинов, использовавшихся как охрана в свите султана). Позднее, уже в документе от 26 октября 1809 г., говорится, что он исполнял обязанности «капыджибаши» (один из сановников султанского двора, начальник дворцовых привратников, обязанных обеспечивать охрану дверей султанского дворца, представлявших дивану и падишаху иностранных послов, в случае необходимости посылаемых с важными тайными сообщениями к правителям эйялетов) при хранителе казны Сулеймане во дворце султана.
Документ от 26 декабря 1821 г. свидетельствует о том, что Чечензаде Хасан-паша после непродолжительной службы в качестве каймакама в Трабзоне назначается мутасаррыфом (правитель санджака, облеченный гражданской и военной властью) Восточного Беязита. В 1823 г. во время Турецко-Персидской войны Восточный Беязит был захвачен персидской армией. Таким образом, Чечензаде Хасан-паша был вынужден отойти к Эрзеруму. За такое продвижение персидской армии виновным был признан мухафиз Карса Осман-паша, освобожденный со своей должности по указу султана (Хатт-и Хумайюн) от 6 сентября 1823 г. Вместо него был назначен Чечензаде Хасан-паша с присвоением ему сана «визиря».
В документах, относящихся к периоду Русско-Турецкой войны 1828–1829 гг., имеется множество сведений, касающихся жизни Чечензаде Хасана-Паши. Если коротко, то паша, не закончив лечение в Синопе, отправился на родину, в Карахисар Шаркы, чтобы продолжить лечение там. Позднее, в силу различных обстоятельств, сложившихся за короткий срок, он был назначен губернатором Синопа, а затем, в дополнение к этому, в 1830 году губернатором Эрзерума в звании командующего передового охранного подразделения Восточной армии.
15 июля 1829 г. российские войска заняли крепость Эрзерум и, когда стало ясно, что отсюда они двинутся в сторону Байбурта, один из чиновников района Ширан, Хасан Нури Эфенди запросил информацию у Хасана-паши по поводу мер, которые необходимо в связи с этим предпринять.
После потери Эрзерума Салих-паша, Хаккы-паша, Осман-паша, Бехлюль-паша, бейлербей (букв.: «бей над беями» или «бей беев») – одна из самых старых военных должностей в Османском государстве-прим. переводчика) Ахысхы Ахмет-паша, каймакам Анапы Абдуллах-паша и дефтердар (высокое должностное лицо в столичном или провинциальном финансовом ведомстве, где хранились различные тетради – прим. переводчика) Ирака Назиф Эфенди прибыли в безопасный Карахисар Шаркы.
На тот момент Карахисар Шаркы, где проживал Чечензаде Хасан-паша, в случае отступления армии превращал свои казармы в убежище и зону безопасности. Из переписки, которую активно вел Хасан-паша в тот период, становится ясно, что будучи нездоровым, он делился своим опытом с генералами, пытался помочь им и указать выход из ситуации, передавая Стамбулу информацию о событиях на востоке.
Позднее, в октябре 1830 г., Чечензаде Хасан-паше выделят соответствующее место в Токате и без лишения звания обяжут проживать там. Через 3 года паша заболеет желтухой и 10 июля 1833 года скончается.
"Чаша смерти не миновала его, как и всех в этом мире, и он испил ее до дна. Она развеяла по ветру его жизнь, посвященную вере и государству. От славы, за которой он охотился, не осталось ни следа. Этот чистый воин, погибший в бою, по воле Аллаха перешел в потусторонний мир как чужестранец, - эта эпитафия, где указана дата его смерти, была написана для того, чтобы ему читали суры Ал-Фатиха и Ал-Ихлас. - Покойный Хаджи Хасан-паша закрыл свои глаза в этом бренном мире. Да будет на то воля Аллаха, прочтите Ал-Фатиха. Год 1833-й»
Махмуд Шевкет-паша - Генерал Армии, генералиссимус Турции.
Родился в 1856 г. в Багдаде в семье иракского государственного чиновника. Его отец – Кетхудазаде Сулейман-Бей, исполнял обязанности главы администрации города Басра. Предки Шевкет-паши переехали из Чечни в Тифлис, спасаясь от кровной мести. Есть две разнящиеся версии, что он происходил то ли из тайпа аллерой, то ли дишний. Дед Махмуд Шевкета переселился из Тифлиса в Ирак, где представители их рода нескольких поколений занимали руководящие посты.
Махмуд Шевкет, большая часть детства которого прошла в Багдаде и известный под прозвищем «Араб», как и большинство чеченцев, был нетерпеливым человеком с жестким характером. Школу он закончил в Багдаде и поступил в Имперский военный колледж (Mekteb-i Erkân-ı Harbiye) в Стамбуле. После окончания этого престижного учебного заведения Махмуд Шевкет стал работать в качестве переводчика в Erkan-ı Harbiye Dairesi (в современном значении что-то типа «Министерства военных действий» – прим. переводчика). С 1882 г. он служил в штабе армии в чине капитана.
Махмуд Шевкет-паша, хорошо знавший, помимо арабского, немецкий и французский языки, вошел в состав комиссии по закупке оружия и, путешествуя по Германии и Франции, играл важную роль в выборе качественного закупаемого оружия. Работал вместе с немецким генералом Рюдигер фон дер Гольцем. В течение девяти лет находясь в Европе, паша приобщился к западной культуре. В это же время изучал бронированные башни и огнестрельное оружие. Изучив военное дело в Европе, Махмуд стал служить на Крите, Македонии и Румелии. В 1899 г. он стал бригадным генералом и был назначен главой Экзаменационной комиссии в Имперском военном колледже.
С 1905 года — губернатор Косово. После младотурецкой революции 1908 года возглавил 3-ю армию, базировавшуюся в Фессалонике. Во время подавления путча 1909 года возглавил «Армию действия», взявшую Стамбул и подавившую мятеж.
В 1910 году Махмуд Шевкет стал военным министром и генеральным инспектором 1-й, 2-й и 3-й армий. Ему пришлось заниматься подавлением восстаний в Албании и Аравии. В 1911 году Махмуд Шевкет создал ВВС Османской империи. После поражения в войне с Италией в июле 1912 года был смещён с поста военного министра (этот пост занял Назым-паша), к власти в стране пришли либералы. После поражения страны в Первой Балканской войне младотурки вновь взяли власть, и 23 января 1913 года Махмуд Шевкет-паша был назначен великим визирем, министром иностранных дел и военным министром. В июне 1913 года был убит одним родственников Назым-паши в отместку за гибель последнего во время государственного переворота в Османской империи.
Легендарный командир «Чеченский сокол» Шахин Бей.
Шахин Бей (чеченское имя Мухьаммад СаIид) родился в 1877 г. в г. Антеп в семье выходцев из чеченцев. Сегодня город называется Газиантеп. Это означает: город Герой. Городу дали этот почетный титул в честь Мухьаммада СаIида.
Мухьаммада СаIида в Турции все знают как человека, который защищал Антеп до последней капли крови.
Сегодня в Турецких школах ученикам рассказывают о подвигах Чеченца Мухьаммада СаIида, как защитника г. Антеп.
Его прозвали Шахином, что означает на турецком «сокол». Мухьаммад СаIид первый раз записался в армию в 1899 г., служил в Йемене. Из-за его примерного поведения и четкого выполнения своих военных обязанностей в Йемене ему присвоили звание старшины. Мухьаммад СаIид участвовал в военных действиях в Траблусе. Из-за мужества, проявленного на этой войне, он был отмечен наградой и повышен в звании до лейтенанта. Он также участвовал в войне на Балканах. Был отправлен на войну «Галича» 15-й Османской Армии, в 1917 г. взял на себя командование фронтом «Сина». В 1918 г. Мухьаммад СаIид после ожесточенных боев остался без тыла и боеприпасов, был взят англичанами в плен. До декабря 1919 г. оставался в этом плену. После перемирия был освобожден и вернулся в Турцию.
Мухьаммад СаIид 13 декабря 1919 г., освободившись из плена, возвращается в Стамбул и сразу вступает в новую должность военного коменданта в г. Урфа. Мухьммад СаIид, видя оккупацию г. Антеп, попросил командование, чтобы его отправили именно в этот город. Тогда ему поручают контролировать стратегическую дорогу между городами Килис и Антеп. Десятки лет прослужив в Османской армии и побывав в плену у англичан, Мухьаммад СаIид, наконец-то, возвращается в свой родной, но уже оккупированный врагом г. Антеп. Он столько лет не видел родных и свою семью и все же остается дома только на один день и сразу возвращается на службу. 1920 г. Мухьаммад СаIид посетил многие села, близлежащие к г. Антепу, и сделал таблигI, т. е. объяснил, что нужно выйти на джихад. Объясняет людям, что такое джихад и какова его значимость в Исламе, и собирает 200 добровольцев, которые готовы отдать свои души ради Всевышнего, защищая свой город от французских оккупантов. Мухьаммад СаIид думает, как освободить город от оккупантов, он сам составляет план его освобождения.
Жители города верят Мухьммаду СаIиду и слушают каждое его слово. Французы, которые взяли город под свой контроль, не верят, что мусульмане смогут опять противостоять им. Мухьммад СаIид поднимает народ на борьбу, понимая, что если из города Килиса французам не придет подкрепление, они не смогут отстоять город. Французы, как он и предполагал, терпят поражение и просят подмогу из Килиса, но Мухьаммад СаIид, выбрав для битвы самых храбрых муджахидов, встал на пути французской армии. Ни один француз не смог придти на помощь осажденным в городе. Мухьаммад СаIид на стратегической дороге боролся как лев и послал гонца с посланием в город Антеп, в котором говорилось: «Будьте спокойны, братья мои, пока бьются наши сердца, ни один француз не переступит через мост». Французы же не смогли взять город под свой контроль и долгожданной подмоги тоже не получили.
Турки помнят Шахина и сегодня. Поэты пишут о нем стихи. Матери называют своих детей его именем. Чеченца, который отдал свою жизнь в джихаде и за свободу, турецкий народ будет помнить всегда. Поэт в своих стихах говорил о нем так:
Спросите Шахина, он был один,
На мосту штыками его разорвали на куски,
Бандиты собрались на том месте.
Проснись, Шахин, посмотри…
Наполнился Антеп французами,
Ждут тебя, Шахин, опять приди…
Мухьаммад СаIид своим героизмом заложил в сердца Турков любовь к свободе, наполнил их отвагой, и вскоре была начата по всей Турции освободительная борьба. Его 11-летний сын тоже записался в армию и участвовал во всех сражениях Турецкого народа. «Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а насмерть».
Турция - настоящее время.
На сегодняшний день в Турции, Сирии, Иордании и Ираке в общей сложности, по имеющимся у нас сведениям, проживает более 100 тыс. чеченцев. Кроме того, среди них есть выходцы с Северного Кавказа (адыги (черкесы, шапсуги, кабардинцы), абазины, дагестанцы, осетины, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, именуемые общим названием «черкесы»), переселившиеся сюда во II половине XIX – начале XX в. Их число, по разным данным, составляет более 2 млн человек. В Турции, по данным официальных переписей, кроме северокавказцев живут представители около 30 различных национальных меньшинств, население которых превышает 10 млн. Но турецкая статистика не дает правильной картины национального состава страны: в бюллетенях переписи отсутствует графа о национальной принадлежности. Она заменена графой о родном языке. Так, ст. 66 Конституции Турецкой Республики гласит: «Каждый, кто связан узами гражданства с турецким государством, – турок». К тому же в условиях Турции, где проводится ассимиляторская политика, многие граждане вынуждены нередко скрывать свою национальную принадлежность и писаться турками. Все это дает основание предполагать, что фактический процент нетурецкого населения, в частности чеченцев, черкесов и др., в стране гораздо выше. По оценкам самих зарубежных черкесов, в Турции их проживает до двух миллионов. Надо отметить, что и в дальнейшем вследствие боевых действий в Чеченской Республике их приток в Турцию и Иорданию не прекратился, но его уже нельзя назвать массовым. Сегодня чеченцев, являющихся в основном выходцами из Ножай-Юртовского, частично Итум-Калинского, Веденского, Сунженского районов, в Турции, согласно полевому материалу, насчитывается более 50 тысяч.
Чеченцы Турции, Сирии, Иордании и Ирака всегда помнили и помнят о том, куда уходят их этнические корни, что их Родина только Чечня (Нана – ДегIаста).
При каждом случае они говорят: «Хотя наши тела здесь, но души наши – в Чечне».
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев