Вс, 29 сентября, 01:45 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » История и ее осмысление (некоторые мысли по вопросу смысла истории)

История и ее осмысление (некоторые мысли по вопросу смысла истории)

09.01.2010 13:05

Настоящее, с одной стороны, совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе, - пишет Карл Ясперс в предисловии к «Смыслу и назначению истории», - с другой стороны, свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими, но свершенное настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. И нам, влекомым жаждой осмысления собственной истории, в первую очередь, необходимо взаимодействие исторической памяти и способности к рефлексии.

История. 31 января 1944 г. ГКО (возглавлял Сталин) утвердил Постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР.

21 февраля последовал приказ НКВД СССР, а 7 марта 1944 года - Указ Президиума ВС СССР, как бы подводивший итог ликвидации ЧИАССР.

Операция намечалась на 23 февраля 1944 года. Ее проведению было посвящено специальное решение СНК и Ч-И обкома ВКП «Об обеспечении подготовки тактических учений войсковых частей СКВО в горных условиях». В горные районы ЧИАССР были стянуты воинские формирования, войска НКВД, курсанты военных училищ. К погрузке переселяемых чеченцев и ингушей приступили в 5.00.

Вместо упраздненной ЧИАССР была создана Грозненская область.

Но чеченцы и ингуши - народ, лишенный свободы и родины, - не мыслили себя без родины.

От 16 июля 1956 г Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О снятии ограничения по спецпоселению с чеченцев, ингушей».

Но представители интеллигенции из числа чеченцев и ингушей настойчиво писали обоснованные письма-протесты в ЦК КПСС и Президиум ВС СССР о возвращении их, восстановлении ЧИАССР в пределах границы 1944 года. Особую роль в этой работе сыграли Магомед Мамакаев, Халид Ошаев, Абдулла Хамидов, Идрис Базоркин, Муслим Гайрбеков, многие другие.

Благодаря настойчивости Н. С. Хрущева, который три раза внес в президиум ЦК КПСС предложение о восстановлении автономий ряда народов Северного Кавказа, этот вопрос был решен положительно. В судьбе восстановления ЧИАССР огромную роль сыграли и наши соотечественники - известный во всем мире политолог и историк А. Авторханов, правозащитник С. Гутаев. Огромную поддержку и помощь оказал Динмухамед Ахмедович Кунаев (это бывший в то время председатель Совета министров Казахской ССР) в восстановлении ЧИАССР.

9 января 1957 г. президиум ВС СССР принял указы «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР», «О преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую автономную область» и «О восстановлении ЧИАССР в составе РСФСР».

В 1957 г. чеченцы и ингуши стали возвращаться на родину.

О рефлексии.

Рефлексия, будучи актом осмысления собственного бытия, в соответствии уровню наличного сознания свойство человека разумного. Рефлексия чеченского этноса запечатлена в тех основных концептах, которые стали основополагающими для нашего народа. Даймохк - Страна Отцов. Ненан мотт – язык матери: не столько факт вербального владения языком, сколько мудрость, впитанная с языком матери, мудрость, возводящая носителя на определенный уровень осознания своего бытия, мудрость, дарующая умение слышать, не просто слушать.

Эти концепты демонстрируют, чем движим народ в своем бытийствовании, и чем он руководствуется в своих действиях. Интуитивное осознание собственной ценности, ценности того, что мы считает ценностями, вера – вера во Всевышнего, вера в завтрашний день, надежда на детей, не раз выводили наш народ из различных трагических катаклизм.

Но история требует извлечения уроков. И как следствие дает возможность прогнозировать будущее. И как следствие мы приобретаем возможность моделирования благоприятного будущего.

Но…

О чеченской ментальности.

Увы! Стремительно развивающиеся технологии радикально меняют не только быт народа, но и сознание людей. Но быт меняется быстрее, чем сознание. И этот разрыв между двумя мирами: миром внешним и миром внутренним, нарушение баланса между их развитием, становится причиной нелицеприятных метаморфоз, происходящих в нашем обществе. Мы движимы не истинными ценностями, а видимыми: дом, быт, кресло. Мы разделены семейными, клановыми, групповыми интересами. Нам опять не до смысла истории. Всевышний одаривает каждого тем, что он ищет, - известная всем нам истина. Полагаю, что все-таки настало время рефлексии, осмысления собственного бытия, собственной истории, хотя бы исходя из практической мотивации: чтобы мир такой ценой и потом, созидаемый нами, не рухнул в одночасье, с чем уже сталкивалось наше поколение.

М.М. Бетильмерзаева, кандидат философских наук,

доцент кафедры философии Чеченского государственного университета

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |