Сб, 29 июня, 04:36 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Музей – территория общения

Музей – территория общения

26.04.2010 14:23

Музей - это одно из самых могущественных средств воспитания народного самосознания, сказал праправнук великого писателя Л.Н. Толстого Владимир Толстой, который специально приезжал в Чечню на открытие литературно-этнографического музея им. Толстого. Национальный музей Чеченской Республики и сегодня, несмотря ни на что, является одним из богатейших музеев на Северном Кавказе. Как известно, в его фонде были обширные литературные, этнографические, палеонтологические и археологические коллекции. Сейчас многое из былого богатства утрачено, но немало коллекций удалось сохранить благодаря энтузиазму музейных работников.

Национальный музей Чеченской Республики создан 7 ноября 1924 года, тогда отделом народного образования Грозного был открыт окружной музей по истории культуры и религии. Этот музей положил начало Чеченскому краеведческому музею. В феврале

1925 г. в окружном музее открылся отдел нумизматики. В музей собирались и подбирались экспонаты по истории революционной борьбы в Грозном, по истории материальной культуры Чечни, религии. Намечалось открыть при музее отдел истории нефтяной промышленности. Работа по созданию музея проводилась с помощью местного коллекционера, страстного филателиста Бориса Скалиотти, который и стал первым его заведующим.

Далее при музее организуется отдел исторического прошлого края. Продолжается создание фондовых коллекций. В январе 1926 г. в музей поступает коллекция оружия из 60 штук из бывшего особняка инженера Притулы. Из Государственного музейного фонда РСФСР Москвы и Ленинграда в Грозный привезли картины, керамику, посуду, оружие, библиотеку преимущественно кавказоведческого содержания. В том же году были переданы в Грозный для музея картины Ф. Рубо «Взятие Гуниба и пленение Шамиля» и «Смерть генерал-майора Слепцова в гехинском лесу», портреты генералов-участников Кавказской войны, гравюры и литографии, скульптуры Саймонова. Вскоре была получена картина Львова из Дагестана «Движение обозов между крепостями Воздвиженской и Грозной», а также из Третьяковской галереи автопортрет первого профессионального чеченского художника академика живописи П.Захарова.

В Чечне приобретались домашняя утварь, посуда, предметы кустарных изделий и др.

В 30-е гг. Чеченский музей из простого хранилища научного материала постепенно стал превращаться в своеобразный тип научно-исследовательского учреждения, проводящий и просветительскую работу в тесной связи с системой народного образования. Именно в эти годы достигнуты успехи не только в экономике, но и осуществлении культурной революции. Была ликвидирована неграмотность, выросла сеть учебных, культурно-просветительских, научных учреждений. Музей вырос во всех аспектах своей деятельности. В 1946 г. фонды музея состояли из 3356 экспонатов, к началу 70-х годов они насчитывали более 80 тысяч, из которых 57 тыс. составляли подлинные ценности. И это несмотря на то, что из фондовых материалов краеведческого музея в 1961 г. в Чечено-Ингушской Республике был открыт второй музей - Музей изобразительных искусств, которому в 1973 г. было присвоено имя П. Захарова. Среди коллекции краеведческого музея имелись более 33 тыс. археологических памятников, добытых северокавказскими археологическими экспедициями.

Несмотря на сложную социально-политическую обстановку в республике, музеи по праву стали ее культурными центрами. Похоже, что накануне войны мало кто осознавал масштаб надвигающейся катастрофы, мог допустить и в мыслях, что на территории современной демократической России может возникнуть трагедия таких масштабов.

В самом начале военной кампании в Чечне интенсивными бомбардировками и артобстрелами было разрушено здание головного музея, под его обломками погибли все экспозиции. В ходе военных действий в Чечне 1994-1996 полностью уничтожен историко-мемориальный музей А. Шерипова. Головной музей в Грозном лишился наиболее значительных с научно-исторической, этнокультурной, искусствоведческой точек зрения, исторических ценностей. В ходе военных действии разграблено или уничтожено до 90% предметов музейного фонда - бесценных памятников истории и культуры Чеченской Республики и Российской Федерации в целом.

В связи с необходимостью консолидации фондов краеведческого музея и музея изобразительных искусств, сохранившихся после военных действий, и в целях проведения единой музейной политики в республике, в 1996 г. оба региональных музея объединили в единый Национальный музей Чеченской Республики.

Как рассказывает директор музея Ваха Асталов, восстановление и развитие музейной сети республики начинается после создания в 2000 г. в структуре Правительства Чеченской Республики министерства культуры.

В 2000 г. была восстановлена организационная структура музейной сети республики.

- Благодаря политике руководства Чеченской Республики и министерства культуры, направленной на развитие музейной сети и музейного дела, в структуре Национального музея ЧР были созданы новые филиалы: литературный музей М.Ю. Лермонтова в с. Порабоч Шелковского района, галерея И. Татаева в г. Москве, литературно-мемориальный музей Абузара Айдамирова в с. Мескеты. Прежде всего, было решено сохранить и восстановить материально-техническую базу, создать условия для безопасного хранения фондов, комплектования и восполнения утраченных в результате военных действии музейных экспонатов, - отметил директор музея.

Национальный музей Чеченской Республики на сегодняшний день - единственный региональный музей в Российской Федерации, пострадавший в результате военных действий за период после второй мировой войны.

Следует отметить, что музейные работники после каждых военных переворотов, невзирая на опасности и неустроенность, поскольку многие из них потеряли кров и имущество, родных и близких, активно участвовали в мероприятиях по спасению, эвакуации и сохранению музейных ценностей. На их долю пришлось буквально раскапывать музейные предметы из-под завалов и пепелищ, бережно расчищать и укладывать, инвентаризировать их практически в военных условиях.

- После завершения военной операции в городе Грозном в марте-апреле 1995 года совместными усилиями Правительства ЧР, подразделений МЧС РФ и сотрудников грозненских музеев, из-под музейного здания были раскопаны погребенные музейные ценности и эвакуированы в приспособленные помещения, в которых ранее размещался музей изобразительных искусств им. Академика П. 3. Захарова, а также в хозяйственные помещения на территории министерства культуры ЧР и Доме Правительства ЧР. В ходе боевых действии в Грозном в августе 1996 года подразделения вооруженных сил, защищая Дом Правительства ЧР, эвакуировали из подвальных помещений горящего правительственного дома, а впоследствии вернули Национальному музею ЧР 279 произведений живописи (82 произведения графики сгорели в Доме Правительства), - рассказывает Ваха Асталов.

Надо сказать что МЧС, военные структуры, Представительство Правительства РФ в ЧР, министерство культуры РФ, местные властные структуры в создавшихся экстремальных условиях проявили максимальную собранность, мобильность, слаженность и в едином порыве приступили к реализации мер по сохранению и реставрации исторических и культурных ценностей, оказавшихся под развалинами музейных площадей. Их стараниями и при участии сотрудников республиканских музеев были отобраны и эвакуированы в Москву для реставрации 94 наиболее пострадавшие ценные произведения живописи.

Музейные работники весьма небольшим числом смогли выйти на работу лишь в мае 2000 г.

- С того момента по сегодняшний день одной из основных направлений музея – это комплектование и восполнение утраченных музейных фондов. С этой целью мы проводим огромную работу с населением по выявлению предметов, представляющих историческое значение. На сегодняшний день музейный фонд Национального музея ЧР составляет около 33 тыс. ед. хранения. Из них около 30 тыс. ед. - предметы основного фонда, т.е. оригиналы предметов, представляющих историческую и культурную ценность; немногим более 2тыс. ед. - предметы научно-вспомогательного фонда. За послевоенный период музейные фонды пополнились более чем на 3000 ед. хранения. Приобретенные предметы имеют историческую и этнокультурную ценность. Более того, полностью

отреставрирована 41 картина, 2 картины прошли техническую реставрацию, 42 картины еще остаются не реставрированными. Одна из отреставрированных картин - «Портрет неизвестного губернатора (Великий князь Константин Романов?)»,

предположительно художника Тюрина - по распоряжению Президента РФ с 2005 г. временно находится во Дворце конгрессов в г. Санкт-Петербурге. В то же время следует отметить, что директор реставрационного центра высказал мнение о невозможности реставрации многих из остающихся картин ввиду масштабности их повреждений, - подчеркнул А. Асталов.

По его словам, восстанавливая межрегиональные связи с музейной общественностью и интегрируясь в российское культурное пространство, были организованы многочисленные выставки отреставрированных и изуродованных войной картин из фонда Национального музея ЧР.

2007 г. явился переломным в восстановлении материально-технической базы Национального музея ЧР. В этом году практически полностью восстановлены площади головного музея. Площади восстановлены на средства Регионального Общественного фонда им. А.А. Кадырова. 19 мая 2007 г. состоялось торжественное открытие восстановленных площадей с одновременной презентацией этнографической экспозиции и художественной выставки. Восстановление музейных площадей, находившихся в полуразрушенном состоянии с 1994 г., безусловно, явилось знаменательным событием в истории Национального музея ЧР, поскольку, прежде всего, обеспечивало условия для оживления экспозиционно-выставочной деятельности, популяризации исторического и культурного наследия чеченского народа и для исследовательской деятельности.

Совместными усилиями министерства культуры ЧР и Национального музея ЧР удалось решить ряд вопросов по созданию условий безопасного хранения музейных ценностей: создана в соответствии с нормативными документами Служба безопасности музея, несущая круглосуточное дежурство по охране объекта; установлена система охранной и пожарной безопасности, видеослежения. Финансовое обеспечение министерством культуры ЧР позволило активизировать процесс комплектования музейных фондов предметами исторической и культурной значимости.

По федеральной целевой программе на 2008-2011 гг. начато строительство нового музейного комплекса для Национального музея ЧР

По личному указанию Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова с начала 2009 г. заново с нулевой отметки отстроено основное здание литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого, реставрированы уже имевшиеся и возведены новые этнографические типологические постройки. Одновременно завершены ремонтно-реставрационные работы в старинном доме-особняке литературного музея М.Ю. Лермонтова, облагорожена и декорирована территория музея. Ремонт и реставрация объектов литературно-этнографического музея Л.Н. Толстого и литературного музея М.Ю. Лермонтова, а так же строительство гостиничного комплекса с конференц-залом и этнографическими типологическими строениями на территории, прилегающей к музею Л. Толстого, могут стать хорошей базой для проведения всероссийских и международных творческих мероприятий.

- Музейные комплексы могли бы стать частью международных экскурсионно-туристических маршрутов, способствующих интеграции Чеченской Республики в российское и мировое культурное пространство, - заметил директор Национального музея В. Асаталов.

Танзила Халидова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |