Сб, 30 ноября, 03:47 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Аргунский музей-заповедник

Аргунский музей-заповедник

10.08.2011 16:08

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) России – это 101 государственный заповедник и 35 национальных парков, а также более 12000 природных парков, заказников, памятников природы и других территорий, находящихся под защитой на федеральном или региональном уровнях.

Основная задача заповедников, национальных парков и других ООПТ - сохранение природных экосистем, которые формируют и поддерживают стабильную и благоприятную для людей среду обитания. Живая природа дает нам свежий воздух, чистую воду, сохраняет плодородные почвы. Природные экосистемы России играют ключевую роль в поддержании устойчивости всей биосферы.

Но, к сожалению само по себе создание охраняемой территории не гарантирует защиту природы. Во-первых, в связи с недостаточной нормативно-правовой базой охраняемая природная территория может быть ликвидирована, ее статус изменен. Во-вторых, охраняемые территории получают очень скромное финансирование от государства, и у многих ООПТ нет возможности для нормальной деятельности. Наконец, местное население недостаточно привлечено к работе в поддержку ООПТ, поэтому зачастую настроено враждебно по отношению к ограничениям, которые с ними связаны (запрет на охоту и т.д.).

Функционирующий на территории Чеченской Республики Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник (далее-Аргунский музей-заповедник) целиком или частично охватывает Шатойский, Шаройский, Итум-Калинский, Веденский и Ачхой-Мартановский районы Чеченской Республики.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», вся территория Аргунского музея-заповедника подчинена специальному правовому режиму особо охраняемой природной территории, ему придан статус объекта федерального (общероссийского) значения.

Преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.95 г. дает понятие особо охраняемым природным территориям.

ООПТ это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации принятым 25 октября 2001 г № 136-ФЗ, Законом Российской Федерации “О недрах”, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О животном мире”.

Согласно вышеуказанным федеральным законам и Уставу Аргунского музея-заповедника, музей-заповедник является не только объектом культурного наследия и особо охраняемой природной территорией, но и научно-просветительным, научно-исследовательским учреждением, в число основных задач которого входит сохранение, использование, популяризация и государственная охрана архитектурных ансамблей, культовых сооружений, захоронений, природных ландшафтов, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) как единого музейного комплекса.

Статья 11 Федерального закона «О государственных музеях-заповедниках» от 18 мая 1999 г. № 216-СФ, дает определение содержанию режима особой охраны территорий музеев-заповедников:

«На территории государственного музея-заповедника устанавливается дифференцированный режим особой охраны, включающий регламент и ограничения хозяйственной и иной деятельности с учетом историко-культурных, природных и иных особенностей территории музея-заповедника.

На его территории запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объектам культурного и природного наследия, исторической культурной и природной среде, и которая не соответствует целям и задачам музея-заповедника, в том числе:

  • расширение границ существующих поселений и хозяйственных объектов;
  • строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов вне установленных для этого генеральным планом мест и без согласования с его администрацией;
  • деятельность, влекущая за собой загрязнение (в том числе визуальное и акустическое) окружающей среды, нарушение сохранности земельного фонда, нарушение гидрологического режима территории, снижение биоразнообразия экосистем, иные деструктивные процессы в ландшафтах;
  • строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций, не связанных с функционированием государственного музея-заповедника;
  • реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций, ведущая к искажениям исторического ландшафта;
  • предоставление на его территории садоводческих и дачных участков, устройство свалок;
  • движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием музея-заповедника, прогон домашних животных вне специально предусмотренных для этого мест;
  • организация массовых зрелищных и спортивных мероприятий без согласования с администрацией музея-заповедника, организация спортивных, туристских стоянок и разведение костров вне пределов специально установленных для этого мест;
  • охота, промышленная заготовка растительного сырья, рубка леса (за исключением санитарной и ландшафтной).

На землях, включенных в границы государственного музея-заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещается использование технологий, нарушающих состояние памятников культуры и природы и оказывающих вредное влияние на окружающую среду или ведущих к утрате исторической традиции, строительство новых хозяйственных объектов без согласования с администрацией музея-заповедника и соответствующего органа государственной власти, в ведении которого находится музей-заповедник…

Собственники, владельцы, пользователи недвижимости и земельных участков на его территории осуществляют свою деятельность в рамках установленных ограничений…»

Подпунктом «л» пункта 13 раздела 4 действующего Типового положения о государственных заповедниках от 27 апреля 1981 г. запрещен пролет над территорий музеев-заповедников самолетов на высоте ниже 2000 метров, преодоление ими звукового барьера, а также другие виды шумового воздействия, превышающие установленные нормы.

Законодательство Российской Федерации устанавливает, что лица, виновные в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, а также уничтожении или повреждении памятников истории и культуры, подлежат уголовной ответственности соответственно по статьям 262 и 243 Уголовного кодекса РФ.

Согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, настоящий Федеральный закон не допускает возможности отчуждения и перехода от одного лица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имущества государственных природных заповедников, а также запрещает в границах национальных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений.

Мероприятия по сохранению и использованию историко-культурного наследия предусматривают решение широкого круга проблем, которые нужно решать комплексно. Важнейшими элементами этой работы является взаимодействие всех заинтересованных лиц, хозяйствующих субъектов, органов охраны культурного наследия и общественности по сохранению архитектурных ансамблей, культовых сооружений, захоронений, природных ландшафтов и других памятников природы.

В целях реализации статьи 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и создания необходимых условий охраны государственной границы Российской Федерации, Пограничная зона на территории Чеченской Республики установлена в пределах полосы местности, прилегающей к государственной границе Российской Федерации с Грузией и располагается частично на территории Аргунского музея-заповедника.

Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике в ходе выполнения задач по охране государственной границы оказывают содействие дирекции Аргунского музея–заповедника осуществлять контроль за соблюдением заповедного режима, федеральных законов по использованию особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия, фауны и флоры.

Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям.

Понимание того, что историко-культурное наследие, обладает одним из важнейших свойств – способствуют сплочению людей во имя мира и созидания, позволит сохранить историко-культурное наследие народов Российской Федерации на территории Чеченской Республики для будущих поколений.

С-А. Д. Горчханов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |