Пт, 29 ноября, 21:28 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Аким ТАРАЗИ: «Сохранить мир труднее, чем завоевать его…»

Аким ТАРАЗИ: «Сохранить мир труднее, чем завоевать его…»

28.05.2012 11:29

Недавно представительная делегация из Казахстана побывала с визитом в Чеченской Республике Российской Федерации. В ее составе были заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тугжанов, депутат Сената Парламента республики, президент Международного фонда «Конгресс духовного согласия» Толеген Мухамеджанов, депутаты Мажилиса – сопредседатель Ассоциации развития культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах» Ахмет Мурадов, председатель Ассоциации корейцев Казахстана Роман Ким, председатель Карагандинского областного чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Увайс Джанаев, председатель Мангистауского областного общественного объединения «Народное согласие» Магомед Лорсанов, известный писатель Аким Тарази.

Поездка состоялась по приглашению Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Сегодня об этой поездке рассказывает лауреат Государственной премии, обладатель международной медали им. Франца Кафки Аким Тарази.

– Эта история началась не сегодня, – говорит Аким Уртаевич. – Даже не в этом веке…

Прелюдия

Пятьдесят пять лет прошло с той далекой поры, когда в свои молодые годы я преподавал в Новотроицкой средней школе Чуйского района. Вел я занятия по русскому языку и литературе.

Уже тогда я мечтал стать писателем, понимал, что для этого мало быть просто грамотным человеком – нужны талант, жизненный опыт, ну и, конечно, любовь к родному краю, к людям. Писатель – не пересказчик курьезных случаев, а выразитель народной души, ему близки чаянья людей, он как аккумулятор накапливает в себе культурную энергию народа. Боюсь показаться банальным, но каждый творческий человек когда-то должен решить для себя этот вопрос: браться ему за перо, резец, кисти?.. Один известный писатель говорил примерно так: за перо нужно браться только тогда, когда невмоготу.

В ту пору у меня за душой было немного всего, но я стремился к своей цели. Я организовал в школе литературный кружок, и ко мне стали ходить ребята 8–9 классов. Один из них был чеченец, его звали Джамалдин Махмаев. Школа была казахская и, естественно, наши первые, а у кого-то и не первые, литературные опыты мы писали по-казахски. Был еще один – турок – Фадли Фазлиоглы, остальные были казахами... Всех нас объединяла любовь к литературе… Мы много читали, обсуждали прочитанное, сами пробовали писать… Забегая вперед скажу, что восемь человек, наших кружковцев, стали писателями, членами различных творческих союзов.

Чеченец Махмаев – человек с трудной судьбой, но из него в будущем получился замечательный писатель. В свое время я возил его на Республиканский фестиваль молодых талантов в Алматы, и он тогда получил вторую премию за стихи, написанные им на казахском языке. В 1957 году он вернулся на родину, в Чечню, а через несколько лет я получил от него книжку, написанную им, но только уже на чеченском языке. Он стал видным писателем Чечни.

Год назад я рассказал об этом депутату Ахмету Мурадову. Так вот, когда я говорил, он слушал меня, но одновременно набирал номер на телефоне. Меня это даже задело, как же так, разговаривая с человеком, он отвлекается еще и на телефон? Вдруг он начал говорить в трубку на чеченском языке, а, поговорив, обратился ко мне: «Аким-ага, вот вам ваш ученик».

Оказывается, он соединил меня с ним. Мы с ним говорили, я, естественно, по инерции начал говорить на казахском языке, он послушал и сказал: «Аким-ага, ты извини, пожалуйста, я немного подзабыл казахский язык…» После этого Ахмет предложил: «Давайте поедем к нему». Мы загорелись этой идеей, но прошел год, пока смогла состояться эта поездка.

В один прекрасный день мне позвонил Ахмет и говорит: «Аким-ага, прошу вас поехать с нами в составе делегации Ассамблеи народа Казахстана в Чечню». Я с удовольствием согласился. Хотелось посмотреть на эту овеянную легендами землю, и, конечно, я надеялся увидеть Махмаева, давнишнего восьмиклассника, ставшего теперь известным писателем.

Так мы прилетели в Чечню. Когда самолет приземлился, Ахмет посмотрел в иллюминатор и говорит: «Аким-ага, вон стоит ваш ученик. Он плачет, посмотрите».

Я, конечно, посмотрел, но не увидел этого. А про себя подумал: «Неужели чеченцы могут плакать? Это мужественный, отважный народ, крепкий, как сами горы, который веками боролся за свое существование, и явил миру образцы отваги».

Мы вышли из самолета, я обнял Махмаева, и он вдруг начал говорить по-казахски. По пути до гостиницы мы общались на моем родном языке. После чего он спохватился, расхохотался и говорит: «Аким-ага, твой приезд снова открыл для меня мой второй родной язык – казахский. И все эти несколько дней, в которые мы с ним виделись, мы говорили на казахском языке, а на третий день он написал приветственное стихотворение и прочитал на телевидении на казахском языке».

Возрожденная из пепла

Всем известно о Чечне и о судьбе чеченского народа. Им выпали страшные испытания судьбы. Здесь гремели взрывы, полыхал огонь, свистели пули, рушились здания, погибали люди. По телевизору показывали войну, мы видели ее только на экранах, но ужасы войны вполне можно было представить. Что же было наяву?.. В моей памяти остался и всегда стоит перед глазами один четырех- или пятиэтажный дом в центре города, на центральной площади Грозного. Он был абсолютно разрушен, выбитые окна смотрели, как слепые глаза, и тогда в моей душе я назвал это здание домом Павлова (по аналогии со знаменитым сталинградским домом), который был также разбит, на нем ни одного живого места не осталось, и теперь он стоит, как напоминание о страшных временах – нельзя допустить, чтобы они хоть когда-то повторились.

Естественно, я не мог равнодушно относиться к этим трагическим и совершенно нелогичным событиям, когда льется кровь невинных людей. Любая война – это трагедия народа, а если она повторяется два раза? Целых 10 лет Грозный был разрушен, здесь не осталось ни одного целого здания…

Когда я собирался на самолет, то подумал: наверное, уже идет восстановление Грозного, других населенных пунктов, пора уже. Но каково же было наше удивление, когда, по сути дела, мы увидели прекрасный новый город. Мы ехали из аэропорта, и перед нами разворачивалась панорама возрожденного Грозного. Все члены нашей делегации были просто поражены. Стояли красивые, разноцветные, высотные здания. Чем-то они напомнили мне новостройки Астаны, особенно на левом берегу нашей прекрасной столицы.

Вокруг нас были здания цвета морской волны, светло-коричневые, желтые… В центре преобладали высотные – 14–15-этажные дома. Город был абсолютно неузнаваем. Это была заново отстроенная, благоустроенная, сверкающая чистотой столица республики. Чуть позже мы посетили могилу Первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова в селе Центарой.

В этот день мы осматривали город и не могли им налюбоваться. Мы не переставали восторгаться им и удивляться, и не могли не думать, что мир – это созидание…

Дом Назарбаева

Часто мы говорим о дружбе народов. Но такого воплощения дружбы – в камне, зданиях, улицах, – как в Чечне, я не встречал нигде. Нам показали дом, который жители Грозного называют Домом Назарбаева. Это здание из кирпича с большими окнами.

Я негромко спросил у Ахмета: «Почему этот дом называют так»?

Он ответил мне, что деньги на строительство этого дома подарил и привез сам Назарбаев.

После мы побывали в лицее № 1, который находится в самом центре Грозного. Оказывается, этот лицей также носит имя Назарбаева. В фойе установлен его бюст, а также здесь есть комната имени Первого Президента нашей республики. Одна из больших улиц города также названа в честь нашего Президента.

Чеченцы со слезами на глазах вспоминают Казахстан, хотя им было тут и холодно, и голодно, но они вспоминают гостеприимство казахов, которые в тяжелейшие годы помогали им, делились последним куском хлеба. В 1944 году почти в каждой казахской семье были семьи переселенцев. Например, в доме моей бабушки по материнской линии жили 5 немецких (пять – я не оговорился) семей, а недалеко от дома моего деда жили 15 семей карачаевцев.

Однажды, когда я жил у дедушки в ауле, тот мне рассказал, что вчера вечером откуда-то привезли людей, которые всю ночь читали Коран. Дедушка попросил меня сходить к ним, а переселенцы обосновались на Новой улице, там до войны начали сроить новый колхозный поселок. Успели возвести только 30 домов, как началась война, и дома эти стояли без окон и дверей.

Я побежал. Это было недалеко, примерно в полукилометре. И там увидел кавказцев. Подошел к крайнему дому, и они на казахском языке сказали мне: «Заходи». Я был поражен тем, что они знают наш язык. Они позвали меня в дом, мы расселись, и они спросили, чей я сын. Я сказал, что внук дамуллы Ашима. Также они у меня спросили, есть ли у нас мулла и мусульмане ли мы? Я сказал, что мы мусульмане и мой дед мулла.

Старик, сидевший рядом со мной, сказал, что это Аллах нам подарил такое соседство. Они угостили меня куском хлеба. Старик сказал, чтобы я отведал этот хлеб, может быть, это последний кусок. Я, конечно, не отказался от хлеба, и мы долго говорили с ним. Говорили на казахском языке.

Я прибежал к деду и сообщил, что они называют себя карачаевцами, но говорят на казахском языке.

После этого мой дед с ними подружился, он не раз давал им пшеницу. Подобное было повсеместно по Казахстану. Самыми первыми переселенцами были корейцы. В 1937 году их, голодных, находящихся на краю отчаянья, принимали казахские семьи.

Я дружу с одним очень интересным корейским писателем – Лаврентием Соном, он прозаик, драматург. И он прекрасно говорит по-казахски. Откуда, думаете вы, он знает язык?.. Это эхо 1937 года… Очень сложное было время… Очень…

Рамзан Главу Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова я видел на встречах с депутатами Парламента республики, общественными деятелями, членами Совета Ассамблеи народов ЧР. Делегация Ассамблеи народа Казахстана приняла участие в общенациональных мероприятиях, приуроченных ко Дню памяти и скорби народов Чечни, а также в телепрограмме «Точки опоры» ГТРК «Грозный».

Так получилось, что на торжественном заседании Рамзан с первым из всех гостей поздоровался со мной. Затем он сел рядом с делегацией Казахстана. Это было 9 мая – День Победы, а 10 мая – в Чечне День памяти и скорби по погибшим. В этот день несколько лет назад был убит Первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров.

Зал был переполнен. Председатель Парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов вышел на сцену, он без всяких записей сделал получасовой доклад. Потом на трибуну поднялся Глава республики, ему всего 35 лет, а когда он стал президентом ему было 30 лет, совсем молодой человек. Чеченцы слушали его стоя, горячо аплодировали. Я отметил, что Рамзан Кадыров умеет владеть вниманием большого зала.

Потом нас пригласили в комнату, где был накрыт стол. Здесь Рамзан Ахматович познакомился с каждым из нас. Затем он сказал: « Дорогие казахи! Я извиняюсь, сейчас у меня назначена встреча, я должен уехать, но вечером приглашаю вас быть в гостях у меня».

Мы приехали. Он сам лично показал нам помещения новой резиденции, ходил по комнатам, объяснял, что и где происходит, а потом мы сели за дастархан и без каких-либо официальных церемоний начали беседу. Мы проговорили около 3,5 часа. При знакомстве сказал ему, что я писатель, что много лет назад был учителем известнейшего чеченского писателя, который преподает в лицее чеченский язык и является автором нескольких учебников. Я рад, что причастен к становлению этого замечательного литератора.

И так получилось, что Рамзан Кадыров, говоря со всеми, обращался как бы ко мне. Видимо, он имел в виду, что я – литератор и донесу до читателей его слова.

И тогда я подумал, что, видимо, в мире происходит процесс прихода к власти людей новых, понимающих высокую ответственность, которую возложила на них история. Это люди совершенно другой формации, других понятий, которые считают войну преступлением. Хочется верить, что человечество все-таки идет к свершениям, и его ждет не уничтожение, а созидание.

Запись Геннадия ДОРОНИНА

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |