Мир
Западные СМИ обеспокоены российскими учениями стратегических сил ядерного сдерживания
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Чарующая песнь любви
Чарующая песнь любви
20.11.2012 11:36
Неля Хаджиева! Яркое самобытное явление в театральном искусстве советской Чечено-Ингушетии. Выпускница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени А. Островского.
Новый театральный сезон 1963 года Чечено-Ингушский государственный драматический театр открыл спектаклем «Тропою грома», поставленным народным артистом Чечено-Ингушетии, первым чеченским режиссером Гаруном Батукаевым. В основе спектакля был роман П. Абрахамса, инсценированный К. Мюфке. Спектакль «Тропою грома» о человеческой стойкости и мужестве. Спектакль звучал гимном пробуждающейся силе «желтых» и «черных» порабощенных колонизаторами, он призывал к борьбе против иностранных интервентов. Была в спектакле и большая интернациональная тема- тема дружбы народов. За нее и ратовала Сари Вильер в исполнении Нели Хаджиевой. Героиня, душевно сыгранная талантливой актрисой Хаджиевой, страстно влюбляется в «черного» Вильямса Сварца, в исполнении Юсупа Идаева. Тем самым героиня Нели Хаджиевой- Сари Вильер бросает вызов обществу в котором выросла, смело перешагнув кровавую черту искусственно разделяющую «белых» и «черных». Темпераментной игрой в спектакле «Тропою грома» актриса призывала всех людей планеты к братскому единению, невзирая на цвет глаз и кожи. Расизм не может быть преградой для настоящей любви. Во всяком случае, Сари Вильер в исполнении Нели Хаджиевой убеждала зрителей в этом весьма активно.
В середине прошлого столетия народный артист Чечено-Ингушетии режиссер Владимир Вайнштейн на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра поставил пьесу немецкого драматурга Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Убогий мир глухой провинции феодальной германии конца восемнадцатого века показаны в драме «Коварство и любовь». Здесь вдоволь замысловатых интриг и неординарных преступлений. Роскошь и разврат герцогского двора, на фоне нищеты и бесправия простого народа. Неля Хаджиева играла в этом спектакле леди Милфорд, любовницу герцога, светскую львицу, горделивую красавицу, которая так изощренно плещется в собственном ханжестве и лицемерии. Вряд ли ей знакомо чувство настоящей любви!? Человеческие чувства и отношения здесь быстрее носят блошино-базарный характер, весьма далекий от искренности. И леди Милфорд в исполнении Нели Хаджиевой погрязла в этом сладострастном омуте. Ослепительной многогранностью засверкал талант молодой актрисы в этом спектакле. Мимикой, жестами и, просто, выразительностью огромных глаз, она многое рассказала о героине безмолвно. Своей виртуозной игрой великая чеченская актриса Неля Хаджиева обличала пороки «сильных мира сего». Активизировала мышление зрителя. Страстно призывала к духовности и к высокой морали. Рассказывая о творчестве блистательной актрисы Нели Хаджиевой невозможно обойти вниманием спектакли по пьесам местных авторов, в которых играла Неля Хаджиева. Прежде всего хочется рассказать о спектакле «Дороги любви», по одноименной пьесе ингушского драматурга Идриса Базоркина, поставленный Народным артистом ЧИАССР Н.К. Децик. Это была грустная история о любви и предательстве, о дружбе и верности. Неля Хаджиева в этом спектакле играла роль главной героини -Доты. «Трудная задача стояла перед Н. Хаджиевой - показать становление личности героини. И ей это удалось. Актриса передает главное в характере своей героини: ее целеустремленность, общественную активность, позитивный взгляд на жизнь, поэтичность и сложность духовного мира. Мы полюбили Доту, поверили ей…»,-писал, сразу же после премьеры, великий чеченский композитор Аднан Шахбулатов, в газете «Грозненский рабочий». Неля Хаджиева играла свою современницу, натуру цельную, психологически сложную. Образ, созданный актрисой в спектакле «Дороги любви», был весьма дорог всем поклонницам неординарного таланта Нели Хаджиевой. Долгие годы он служил ярким примером для подражания, ибо героиня была активным и боевым человеком, нашедший свое место в жизни, готовый самоотверженно прийти на помощь и к другому. Такой светлой и незабываемой играла Неля Хаджиева свою Доту…
Есть в репертуаре Чеченского гсударственного драматического театра спектакль, вошедший в золотой фонд театрального искусства нашего народа. Конечно же, это спектакль «Бессмертные» по одноименной пьесе Абдулы Хамидова, впервые поставленный режиссерами В. Вайнштейном и Р.Хакишевым. Спектакль о легендарном герое чеченского народа Ханпаше Нурадилове, чье имя носит национальный театр. В этом спектакле Неля Хаджиева играла русскую девушку Катю Радионову, влюбленную в Ханпашу. «Мягкой, лирической нотой вплетается в спектакль о войне рассказ о возвышенной любви, способной на большой подвиг,- писал Бек Абадиев, в газете «Грозненский рабочий» 18 ноября 1966 года,- Санинструктор Катя Радионова -яркий характер: непосредственный, порывистый, обаятельный. Любовь Кати и Ханпаши- еще не родившееся чувство, скорее мечта о нем. И в этом, по-моему, своя логика, своя печальная поэтичность». Так неназойливо, контурами зарождающихся мыслей, поведать зрителю о высокой любви, могла только актриса незаурядных возможностей Неля Хаджиева.
1967 год. Руслан Хакишев заканчивает режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Для своей дипломной работы он берет трагедию испанского поэта, драматурга Федерико Гарсия Лорки и ставит ее на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Прекрасный актерский ансамбль. Смелое режиссерское решение. Кипящие страсти далекой Испании стали близки и понятны чеченскому зрителю, благодаря слаженной работе коллектива театра. Траурная цветовая гамма (художник Алико Туладзе) еще до начала спектакля рождала настороженное, тревожное чувство у зрителя. Неля Хаджиева играла Невесту. Играла страстно, вызывающе темпераментно, словно доигрывала последнюю роль. По неведомым для зрителя причинам Невеста разлучена с любимым. Однако Он ей по-прежнему дорог, являясь в сновидениях, Леонардо, так зовут возлюбленного Невесты, тревожит девичий покой и бередит незажившие душевные раны. Хотя и женат давно на другой, у него растет сын. Это жизнь. Умом Невеста прекрасно все это понимает. А вот сердце! Как ему объяснить, если оно начинает трепетно биться, даже при одном воспоминании о любимом. Героиня Нели Хаджиевой напоминала, в спектакле «Кровавая свадьба» раненную птицу, которая запуталась в сетях. И тут необходимо отметить, что чеченский зритель, он несколько своеобразный. Не всегда понимает и тем более прощает привольности эмоциональных всплесков допускаемые героинями даже на сцене, если даже они вызваны содержанием высокой драмы. Совсем иначе было со спектаклем «Кровавая свадьба». Филигранная, мастерски отточенная игра Нели Хаджиевой оправдывает поступок ее героини и зрительный зал убежден, что Невеста приняла единственно верное решение и достойно шагнула навстречу своей судьбе. Хотя Невеста уже готовилась к своей свадьбе с другим Женихом. Но появление на этой свадьбе Леонардо приводит ее в смятение. Силой характера придавленная где-то в глубине души любовь вспыхивает с новой силой. И Невеста бежит с Леонардо. Оскорбленный Жених бросается им вслед. И засверкали ножи. Погиб Леонардо. Погиб и Жених, отомстив за свою честь. А Невеста, всем своим трагическим видом доказывала, что кровопролития могло бы и не быть, если бы над людьми не довлели суровые обычаи предков, лишающих их права быть свободным в выборе любимых. Спектакль «Кровавая свадьба» был восторженно встречен зрителями и на долгие годы оставался в репертуаре театра, не теряя своей остроты и актуальности. В те же годы Народный артист Чечено-Ингушетии, режиссер П. Харлип на сцене национального театра ставит трогательный спектакль «Тополек мой в красной косынке». Спектакль был поставлен по одноименной повести киргизского писателя Чингиза Айтматова, инсценированной Ю.Оснос. Это был великолепный спектакль о чистоте чувств, верности и предательстве, о человеческой стойкости и мужестве. В главных ролях играли муж и жена, блистательные актеры Юсуп Идаев и Зулейхан Багалова. Неля Хаджиева играла Кадичу, диспетчера автобазы, на котором шофером работал главный герой спектакля Ильяс Алибаев, в исполнении Юсупа Идаева. В самой повести «Тополек мой в красной косынке» Кадича напоминает хищницу, которая умело расставляет коварные сети, чтобы урвать кусочек бабьего счастья любой ценой. Неля Хаджиева создала несколько иной образ, полный женственности и добра. Актриса не жалеет ярких красок, чтобы раскрыть характер своей героини, возможно, где-то и оправдывая ее. Кадича любит Ильяса, и с этим уже нечего не поделаешь. Она молодая красивая женщина, с определенными сложностями судьбы. В прошлом личная жизнь не удалась. Но кто сказал, что на этом жизнь закончилась!? Да и Ильяс поглядывает на нее не без интереса. Может он и есть тот «идеальный» мужчина, которого хочет встретить каждая женщина. Героиня Нели Хаджиевой открыто борется за свою любовь, со всей страстью самобытной натуры. Однако ей чужды компромиссы . Убедившись, что Ильяс любит другую, она уходит с его дороги. Актриса Неля Хаджиева продуманно и скрупулезно, шаг за шагом лепила сочный образ молодой женщины жаждущей счастья и любви. Наверное, поэтому Кадича и осталась в памяти зрителей на долгие года, окутанная флером легкой грусти несбывшихся надежд.
Были, конечно, в творческой биографии Нели Хаджиевой и комические роли. Это прежде всего роль Зарифы в спектакле «Свекровь», режиссера И. Курумова, по одноименной пьесе азербайджанского драматурга М. Шамхалова, в переводе на чеченский язык Билалы Саидова. Это веселая бытовая комедия, с банальным конфликтом, в основе которого вечная проблема «отцов и детей». Свекровь в исполнении Асет Исаевой ярая сторонница всех традиций и обычаев предков. Хотя многие из них уже и отжили свой век. Однако деца Жанати (так называют в спектакле свекровь) всеми правдами и неправдами пытается реанимировать домострой средневековья. Из-за этого распадается семья единственного сына Децы Жанати, Аяза. Однако другая пара, друг Аяза Ильгар и его невеста Зарифа, не может допустить распада молодой семьи. И Зарифа под именем Афият и в роли новой «жены» Аяза, берется за «перевоспитание» ретивой старухи. Всеми гранями комедийного дарования блеснул искрометный талант Нели Хаджиевой в этом жизнеутверждающем спектакле. Многие реплики из этого спектакля мгновенно разлетелись по республики, становясь крылатыми фразами. Совсем иная задача стояла перед Нели Хаджиевой, в другом комедийном спектакле «Пока арба не перевернулась» режиссера Руслана Хакишева, по одноименной пьесе грузинского драматурга Отиа Иоселиани. В этом спектакле Нели Хаджиева сама была свекровью- Кесарией Богверадзе. Главным героем в данной постановке был муж Кесари- Агабо Богверадзе, шутник и балагур. Его отменно играл Народный артист Чечено-Ингушетии Магомед Цицкиев. Агабо любил подтрунивать над всеми; и над собственными детьми, и над престарелой женой. Но Кесария в исполнении Нели Хаджиевой, как все кавказские женщины была спокойна и выдержанна, до поры до времени. Пока причуды весельчака Агабо не начинали «зашкаливать». Но стоило старику переступить грань, сразу становилось ясно «кто в доме хозяин». Отрадно отметить, что, невзирая на огромную разницу в возрасте с героиней, Неля Хаджиева, была пленительна в образе Кесарии и, как всегда имела оглушительный успех в спектакле «Пока арба не перевернулась». Ей удалось создать великолепный образ матери, умеющей великодушно прощать оплошности нерадивых детей.
Во второй половине прошлого столетия, Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, часто обращался к западно-европейской драме. Афиши пестрели именами всемирно известных драматургов. Шекспир, Шиллер, Гольдони, Мольер и многие другие. Не оставили без внимания корифеи национального театра и французский классицизм. В самом начале семидесятых годов, лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушетии, режиссер Мималт Солцаев обратился к постановке спектакля «СИД» по одноименной трагедии Пьера Корнеля, одного из величайших произведений мировой драматургии, крайне редко появляющегося на сцене. В спектакле отчетливо проступает тема столкновения любви и долга, тема верности в дружбе и преданности высоким гражданским идеалам. Неля Хаджиева играет в спектакле роль главной героини - Химены. «В спектакле Химена-Н. Хаджиева переступает границы привычных «взаимоотношений» с Сидом. Актриса тонко «играет» любовь своей героини, любовь смелую, не скованную средневековым догматом. Режиссер так выстраивает линию взаимоотношений героев в спектакле, что мы видим, как одиноки в этом мире Родриго и Химена, как далеки они его прессудкам и жестокости»,-писал К. Березин, в первом номере журнала «Театр» за 1973 год.
К шестидесятилетию Советской власти Чечено-Ингушский государственный драматический театр поставил «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского. Режиссер спектакля Руслан Хакишев роль комиссара доверил Неле Хаджиевой. И как всегда актриса была на высоте. Хаджиева так искусно перевоплотилась в образ пламенного бойца мировой революции, завораживая зрителей блистательной игрой. Изумительны были мизансцены с Алексеем, которого весьма трогательно играл Дагун Омаев. Своей талантливой игрой они убеждали зрительный зал в неизбежности победы революционных преобразований. И совсем другой была Неля Хаджиева в спектакле «Драматическая песня» режиссера Мималта Солцаева. Это была сценическая композиция Б. Равенских и М. Анчарова, по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». Неля Хаджиева играла первую любовь Павла Корчагина-Тоню Туманову. Опять партнером Хаджиевой по сцене в роли Павки Корчагина выступает всеобщий любимец Дагун Омаев. Корчагин в его исполнении - мечтатель и идеалист до конца дней своих. Юношеский романтизм же Тони Тумановой остался где-то далеко за горизонтом семнадцатого года. Ей непонятно неистовое рвение бойца революции во имя грядущих побед мирового коммунизма. В этом спектакле Неля Хаджиева создала обаятельный образ женственности, далекий от всепоглощающего альтруизма.
Особое место в творческой биографии Нели Хаджиевой занимает классика национальной драматургии. Вспомните ее Петимат, в спектакле по одноименной драме основоположника чеченской литературы Саида Бадуева. Она горделивая дочь своего отца Дуды, полна почитания и уважения к мулле, на попечении которого ее оставил отец, отправляясь на каторгу. Но стоило мулле переступить грань дозволенного даже в мыслях, Петимат готова умереть, нежели идти на позорный компромисс. Она прежде всего свободная чеченка и, вправе сама выбирать кого ей любить и за кем быть замужем, вопреки всем перипетиям и сложным коллизиям, которые преподносит коварная судьба.
В 1968 году из долгих творческих странствий по городам и весям необъятной России вернулся в Грозный талантливый режиссер Мималт Мусаевич Солцаев. Он инсценировал замечательную повесть Саида Бадуева «Бешто».Одноименный спектакль по этой инсценировке на сцене Чечено-Ингушского театра прозвучал неожиданно и смело, словно гимн настоящей любви. В главной роли играл народный артист Чечено-Ингушетии Дагун Омаев. Неля Хаджиева играла его возлюбленную-Бусану. На сцене кипели страсти похлеще шекспировских. Блистательная игра талантливых актеров делала для каждого зрителя близкой и понятной, трагическую историю возвышенной любви двух благородных существ. Молодые люди любят друг друга самозабвенно. Их пылкие сердца тянутся друг к другу. Но Он беден. Она же из богатой семьи. И отец решает выдать ее за другого, пусть старого, хромого, нелюбимого, но богатого. В горах Кавказа этим никого не удивишь. Порой, кажется, что поговорка «стерпится-слюбится» родилась на этой древней земле. Однако Бусана отказывается быть рабыней чужой воли и делает роковой шаг навстречу своей любви, оказалось, навстречу своей погибели. Родные не простили ей дерзости. Бусана гибнет от рук брата, для которого честь семьи и слово отца намного дороже, нежели жизнь родной сестры. Спектакль шел с огромным успехом и вошел в золотой фонд театрального искусства Чечено-Ингушетии. Несомненно, львиная доля заслуги в этом великой чеченской актрисы Нели Хаджиевой создавшей очаровательный образ Бусаны.
К началу девяностых годов прошлого столетия актриса Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова Неля Хаджиева сыграла более ста ролей. Она была уже Заслуженной артисткой РСФСР. Хаджиева блистательно сыграла и комсомолку Катю Шагалову в спектакле «Два цвета» и королеву Анну в спектакле «Кориалан» создавая одинаково яркие и сочные образы, сила художественного воздействия на зрителей которых была необычайно велика. Даже во второстепенной роли (спектакль «Из тьмы веков» мать Зору) Неле Хаджиевой удавалось создать впечатляющий и жизненный характер, за что и боготворил благодарный зритель свою любимую актрису.
Все тяготы выпавшие на долю чеченцев на рубеже ХХ-ХХ1 веков актриса Неля Хаджиева с достоинством, присущим талантливым личностям, переживала вместе со своим народом. У нее был очень сильный характер. Как и многие чеченцы в это лихое время, Неля Хаджиева лишилась всего. Крова, имущества, родных и близких. Однако никто и никогда не услышал от нее ни одного жалобного стона. Долгие годы блиставшая талантом и успехом на сцене Чечено-Ингушского театра Неля Хаджиева не захотела, чтобы многочисленные поклонники ее видели старой и немощной. Ей было 67 лет, когда 2006 году она молча собралась и в один прекрасный день уехала в город Астрахань, на постоянное место жительство. Наверное, поэтому она и осталась в нашей памяти молодой и красивой, чарующей песнью о любви, как и все восхитительные роли талантливой актрисы Нели Хаджиевой.
Аза Газиева, Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев