Мир
Полиция Вашингтона арестовала двух коз за неподобающее поведение
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Рамзан Ампукаев: «Чечня – наша обитель и наше истинное место под солнцем»
Рамзан Ампукаев: «Чечня – наша обитель и наше истинное место под солнцем»
12.04.2013 10:04
В мероприятиях по празднованию 10-летия Конституции ЧР принял участие Рамзан Ампукаев - наш соотечественник, длительное время проживавший в Европе, координатор по работе с европейской чеченской диаспорой, член президиума Всемирного Конгресса чеченского народа.
Предлагаем вниманию читателей его интервью с начальником Информационно - аналитического управления Аппарата Парламента ЧР Русланом Юсуповым.
- Рамзан, как живет европейская диаспора чеченцев? Какие изменения произошли в последние годы?
- Окончание военных действий на территории Чеченской Республики и поэтапное становление чеченской государственности, конечно же, вздохнуло определенные надежды во всех чеченцев и в том числе в тех, кто по разным причинам покинул родину и обосновался в европейских странах. Денно и нощно мы следили за тем, что происходило дома, переживая за близких, за родные города и села, за республику. Сами собой стали возникать вопросы: есть ли место в мыслях и планах органов власти в Чечне обратить внимание на соотечественников, разбросанных по всему миру двумя войнами? Что думают в Грозном о нас, есть ли дело до нас?
И вот в 2008 году вышло первое Обращение Президента ЧР Рамзана Кадырова к своим соотечественникам, что было для нас знаковым событием. Это был первый документ, который ознаменовал собой начало эпохи налаживания отношений чеченской эмиграции с исторической родиной. Как только республика чуть – чуть встала на ноги, ее руководитель дал понять нам, что мы не забыты, не брошены на произвол судьбы, и это было для нас чрезвычайно важно. В череде многочисленных политических событий в самой Чечне, думаю, люди до конца и не осознали степень важности этого Обращения. Для нас же, живущих вдали от родного края, этот документ вполне был сопоставим с Указом Н.С. Хрущева, позволившим чеченскому народу вернуться домой из 13 – летней высылки. Одно дело жить в тех или иных регионах России другое – находиться под опекой и социальной защитой (зависимостью) других стран с соответствующим политическим статусом. Жить с психологической зависимостью от других стран, что в корне отличает беженцев в Европе от переселенцев в российских городах и весях. Перед нами было множество барьеров и препятствий, но они уходили на второй план, когда с Обращением Р.К. Кадырова мы услышали голос родины, когда нам открыли дорогу, открыли, что называется, ворота, зажгли свет в наших измотанных душах.
Этот голос и протянутая рука предотвратили другое, худшее развитие событий, когда политтехнологи разных мастей, сепаратисты, ваххабиты, иные вражеские сегменты могли опустить занавес между нами и родиной. Могли подвести под одну с ними гребенку тысяч и тысяч нормальных людей, спасавшихся от войны и бесправия, но не мыслящих себя вне родных очагов и готовых вернуться к ним. Если бы помазали нас всех черной краской как продавшихся Западу и т.д., отмыться нам было бы уже почти невозможно. Но раньше в Европу пришел луч света, луч надежды, и он отгородил нас от других эмигрантов, заваривших всю эту ичкерийскую кашу в Чечне и для которых обратной дороги нет. В Европе много сил, незаинтересованных в налаживании наших связей с родиной. Это и различные антироссийские политические партии, и мафия по нелегальной перевозке людей и т.д., и т.д.
На смену трагическому исходу военных событий пришло время обретения исторической родины, возвращения к могилам предков. Первый, наиболее сложный этап этого возвращения теперь позади. Всевозможные акции, круглые столы, телепередачи, посвященные проблемам чеченских беженцев, устраиваемые в Грозном, вдохнули в наши сердца оптимизм и ощущение родины. И в этом, помимо всего прочего, естественно, огромная заслуга руководства республики, сделавшего нам шаг навстречу, обеспечившего постоянный зеленый цвет на светофоре нашей обратной дороги.
Приезжая домой, мы уже вступали на другую землю. Умиротворенную, безопасную, очищенную от следов войны, где хоть глубокой ночью можно поехать в самые отдаленные уголки республики, не опасаясь за свою безопасность. Первая волна эмигрантов, навестивших родные места и получивших неизгладимые позитивные впечатления, возвращаясь в европейские страны, стала в корне менять отношение к чеченской реальности, распространяя объективную картину о вполне благополучном положении дел в республике, и число возвращающихся стало увеличиваться. Если 4 года назад на побывку в Чеченскую Республику приезжало 1, 5 – 2 тысячи человек из разных стран Европы, то уже в 2011 году это число составило более 30 тысяч, в 2012 году – более 50 тысяч.
- А как собираются такие данные, Рамзан?
- В каждом европейском мегаполисе, где сосредоточена чеченская диаспора, будь то Варшава, Берлин, Париж, Амстердам, Вена, Брюссель, чеченцы хорошо знают, кто уезжает домой, в том числе и из вторых, третьих по величине городов вокруг мегаполисов. Остальное решают наши постоянные контакты, в том числе через телефон, интернет.
- А есть ли какая – нибудь сеть, какие – то конкретные помощники для изучения и анализа ситуации с беженцами?
- Безусловно. Причем, это многолетняя сеть, и это десятки тысяч людей, которые прошли, можно сказать, через мои руки. Основной поток шел через польскую границу. Это было тяжелое время, и я всячески пытался помочь нашим людям в преодолении всевозможных барьеров. Так устанавливалась наша связь, и в дальнейшем мы неоднократно с ними встречались по всей Европе: Норвегии, Австрии, Франции, Испании, Голландии и т.д. В год я проделывал путь 50 – 60 тысяч км. Я знал, в каком городе, сколько проживало чеченцев.
- Не существуют ли какие – то фонды, какая-то финансовая поддержка в той, безусловно, очень важной работе, которой Вы себя посвятили, Рамзан?
- Увы, такой поддержки, к сожалению, нет. Помощь Всевышнего – главным образом, да волонтеры – повсеместно. Когда мы тушим чей-то пожар, мы же не думаем, во что нам это обойдется. Так было и в эмиграционных процессах. Всегда находились отзывчивые, бескорыстные люди. Трудности сближали всех. Складывалась целая инфраструктура из знакомых, не говоря уже о родственных связях и т.д. Со временем образовались чеченские культурные центры. При моем участии в разных странах официально открыты 14 таких центров. Это уже качественно новый этап в жизни нашей диаспоры. Мне выпала роль координатора многих акций, демонстраций, форумов, проходивших в странах Европы.
- А сколько, на Ваш взгляд, чеченцев вернулось домой на постоянное жительство, скажем, за последние 4 – 5 лет?
- Могу с уверенностью сказать, что за этот период до 15 тысяч человек вернулись, чтобы остаться и уже под родным небом налаживать свою жизнь. Но добавлю, что не столь важно, вернулся ли тот или иной человек окончательно, как скажем, пусть и грубое сравнение, вечером возвращается в свое стойло скотина. Самое важное – это доверие к родине, это преодоление психологического барьера, это наличие самой возможности и желания ступить на родную землю, обнять своих близких, посетить могилы отцов. То есть, в умах беженцев – целые процессы. Вынужденно оставить протоптанные дороги, родные очаги, воздух, пронизанный чеченскою речью, образ жизни, когда родными и знакомыми делится беда и радость, и вдруг, спустя годы скитаний и тоски, обрести это снова – это большое событие. Один раз приехать и вдохнуть полной грудью все, что мы называем «Нохчалла», да привезти домой детей, приобщить их хотя бы на период каникул к чеченской действительности - это очень много. И все это могло бы быть предметом глубоких научных исследований, о чем мне пришлось побеседовать с учеными Академии наук ЧР.
Даже те, кто приезжает домой на побывку, становятся частью реальных процессов, происходящих в Чеченской Республике. К примеру, каждый приезжающий везет с собой минимум по 2 тысячи евро на естественные расходы. Те, кто устроился на работу в эмиграции, везут и до 5 тысяч евро и больше. На родине они благоустраивают свои дома, квартиры. За последние годы в Чечню из Европы перекочевали 2,5 тысячи автомашин, которые естественным образом пользуются бензином, сервисом. То есть, это наше участие в экономике республики. Кстати, о чеченцах европейцы говорят как о самой большой туристической группе, обыгрывая созвучие с «террористической». В одном только 2012 году чеченцы привезли из Европы 150 млн. евро, и эта цифра может возрастать, что в целом должно менять отношение обывателя или чиновника к соотечественникам, проживающим за рубежом.
Таким образом, процесс налаживания отношений чеченских эмигрантов с исторической родиной, ставший возможным с благотворной руки Рамзана Кадырова, это не есть пиар – кампания, что-то поверхностное или косметическое. Все гораздо серьезнее и глубже, и это очень важная часть национальной политики, которую проводит руководство республики.
- Может быть, и набивший оскомину, но остающийся актуальным вопрос, Рамзан, как ведут себя наши соотечественники в Европе?
- По-разному, Руслан. Люди постарше, кто помнит, как они вынужденно покидали родину, ведут себя соответственно своей ментальности, не забывая, кто они, где их корни, где граница дозволенного чеченцу. Им свойственны психологическая устойчивость, ответственность за свои поступки. Другое дело – растущее поколение. Оно у нас вызывает крайнюю обеспокоенность, и мы не находим ни одного рецепта, как его спасти. Учитель национального танца, представьте себе, с чем мы столкнулись, общается с чеченскими детьми через посредника. Они не понимают ни русского языка, ни чеченского. Я не говорю, что это большинство, но даже если речь идет о меньшем числе, разве это не реальная угроза нашей идентичности за рубежом. То есть, кажущееся спасение в пребывании в благополучных странах для многих чеченцев может превратиться в этнический крах. Многие люди и там, и здесь находятся под гипнозом у Европы: евро – валюта, евромойка, евровеник, евростандарты.
Те, чьи взоры и сегодня устремлены в Европу в поисках социального благополучия, подобны путникам, устремившимся на мираж. Это благополучие достаточно иллюзорно. Благо, слухи о продолжающемся массовом оттоке людей из республики далеко не соответствуют действительности. Я специально побывал в службах миграции в Бресте, Тирасполе. Навязываемые кем-то цифры не подтверждаются. Если 4 года назад республику покидали до 50 человек в день, о чем я говорил и с трибуны съезда, то сегодня ситуация совершенно иная. Смеем думать, что в этом есть отчасти и наша заслуга, людей, которые пытались открыть глаза беженцам на то, что их в польских лагерях ожидает деградация, что впереди юридическая бесперспективность, особенно после отмены КТО и смены международного мнения о России и Чечне. Пытались убедить их в том, что чеченцев перестали считать политически преследуемой группой на территории России, и рассмотрение дел теперь идет только по индивидуальному признаку, если человек докажет, что ему лично угрожала опасность то ли от представителя власти, то ли по кровной мести и т.д. Люди, не понимая этого, по инерции все ехали и ехали в Европу. Работала мафия. Агитаторы начинали уже с грозненских маршруток, пользуясь неосведомленностью людей. После многочисленных разъяснений, в том числе на чеченском телевидении, отток заметно спал.
Анализ ситуации на границе показал, что на первом месте среди уезжающих в Европу – грузины, на втором – ингуши и только на третьем - чеченцы. К тому же цифры несравнимы с прежними – от 8 человек до 12-15. Нельзя сегодня исходить из объявлений «Продается дом», делая выводы. Есть люди, уезжающие по болезни, не нашедшие излечения в России. Есть желающие навестить родственников, осевших в тех или иных странах. Есть уезжающие для создания семей (невесты). Есть, наконец, просто туристы. А есть еще те, кто меняет место жительства в республике или за ее пределами. Здесь тоже был бы уместен социальный анализ. Миграция, это мое твердое мнение, должна быть исследуема и контролируема как аспект национальной безопасности. Каждый уезжающий или возвращающийся человек свидетельствует о состоянии государства, поэтому очень важно эти процессы отслеживать.
- Витает в воздухе вопрос об отмене виз российским гражданам. Реально ли это?
- Я думаю, что в ближайшие 20 лет это нереально. Европа (ЕС), едва сдерживающая миграционные потоки, слишком категорична пока на этот счет.
- А в какой мере правда то, что чеченцев официально выдавливают из европейских стран?
- Как таковой кампании по выдавливанию российских граждан, тем более по этническому признаку, нет. Следует рассматривать конкретные индивидуальные ситуации.
- С чем связан Ваш нынешний приезд на родину, Рамзан?
-Я знал, что 10-летие нашей Конституции будет широко отмечаться в республике и не мог остаться в стороне. Мне довелось принять участие на главном торжественном мероприятии в Театрально-концертном зале, международном фестивале народного творчества ЧР, на съезде молодежи, на встрече с Молодежным парламентом. Мне посчастливилось встретиться с Главой ЧР Рамзаном Кадыровым, Председателем Парламента Дукувахой Абдурахмановым, где шла речь о позитивных изменениях в республике, о ее плодотворных связях с чеченской диаспорой, в том числе европейской, для которой эта связь подобна кровеносным сосудам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Мы говорили также о целесообразности создания конкурентоспособных с западными условиях для чеченских студентов, обучающихся за границей. При содействии руководства республики, как известно, в Европе обучается 200 студентов, а всего их - полторы тысячи. Обмен знаниями, опытом – веление времени, с которым необходимо считаться.
Эмиграция изначально – трагедия для народа. Но сегодня из этого состоявшегося факта можно извлечь и пользу. В просвещенной и развитой во многих отношениях Европе есть что почерпнуть той же молодежи, лишь бы мы держали ее под контролем. Есть большая разница в том, как водители соблюдают пешеходную дорожку (зебру) в любой европейской стране и нашей республике. Общественная культура, законопослушание - есть много вещей, достойных заимствования у европейцев, равно, как есть и моменты, недопустимые для нас.
- Видимо, пора менять статус эмигранта (беженца) на статус участника позитивных интеграционных процессов, приобщаясь к мировому опыту, мировым ценностям…
- Несомненно. Необходимо только развить у чеченской диаспоры желание и цель принести этот опыт и углубленные познания на службу своей республике и народу. Рано или поздно все возвращается на круги своя. Так и чеченцам, покинувшим родину, надлежит вернуться к родным очагам и могилам предков.
При всем при этом я предложил бы чеченцам предпочесть Европе любой российский регион, ибо хорошо знаю о негативном воздействии Запада на человека.
- Вообще реально ехать в Европу за материальными благами?
- Нет абсолютно. Даже тем, кто уехал туда 10 лет назад, хорошо овладел языком, устроился на работу, едва хватает на жизнь. Единственное, что можно накопить, это несколько тысяч евро, которые позволят побывать на родине. Все! Поэтому я предлагаю: езжайте вглубь России. Да, межнациональное напряжение сохраняется, поствоенный синдром не ушел. Но в России если где-то и ударят по голове, то этим напомнят о том, что мы – чеченцы, а на Западе, гладя по голове, выдавливают из нас чеченцев. В России наши дети говорят на русском и чеченском, и это хорошо, а в Европе все больше на иностранном. И что с ним, единственным, он будет делать на Родине?!
Европа – это не Турция, не Иордания, где чеченцы живут компактно, оставаясь чеченцами во всех смыслах. В европейских странах мы разбросаны по семьям…
- То есть, чеченских кварталов нет?
- Нет, и не будет. Поэтому взгляд на Европу надо хорошенько откорректировать, иначе наш генетический фонд будет подкошен. Возвращаясь с чужбины (какой бы то ни было) домой, важно не материальный капитал с собой привезти, а сохранить свое лицо, истинное лицо чеченца. Если когда-то все дороги вели в Рим, то для нас, чеченцев, разбросанных по всему миру, все дороги ведут в Чечню – нашу обитель, наше истинное место под солнцем.
Мы, по тем или иным причинам и сегодня проживающие в Европе, относимся с глубоким уважением ко всем чеченцам, не покидавшим родину, и всех их считаем героями. В природе немало народов, легкомысленно относящихся к своей родине и навсегда лишившихся ее. А что такое народ без родины?! Как супермаркет методично поглощает вокруг себя маленькие магазины и киоски, в геополитике супердержавы склонны поглощать территории поменьше и населяющие их народы. Мы должны сохранить себя в этом большом мире, тем более что весь этот мир сегодня знает о нашем существовании. Пусть изначально этот был весьма негативный бренд, но теперь мы не только доказали свою жизнестойкость, но и убедили весь мир в нашем миролюбии, в нашей склонности к труду и созиданию, в нашей самодостаточности как ярко выраженного пассионарного этноса.
Для нас, чеченцев, высшая ценность, пожизненный философский поиск и национальная идея – это наша историческая родина. Все для нее и во имя нее. Все компоненты этого понятия в Чеченской Республике сегодня успешно развиваются. Возрождено образование, развиваются культура, спорт, язык, традиции. Культовым компонентом стало строительство. Как греют душу наши высотные дома – чеченские небоскребы! По ним на телеэкране уже во многих странах мира сразу возникают ассоциации с Чеченской Республикой, когда еще совсем недавно эти ассоциации возникали при виде сплошных разрушений. Едва ли не каждый мегаполис давно имеет свой символ. Дворец культуры в Варшаве, конструкция атома в Брюсселе, Эйфелева башня в Париже, Брандебургские ворота в Берлине и т.д. Пусть же и у нас будет свой символ – символ возрождения! Это национальная высота, вершина нашей неукротимой мысли.
Я не хочу сказать, что у жителей республики нет этого осознания. Просто издалека все это воспринимается под особым трепетным углом, с особым сопереживанием и чувством гордости за наш народ. Не зря же сказано: - «Большое видится на расстоянии».
- Трудно с Вами не согласиться, Рамзан. И хорошо, что наша многочисленная диаспора в продвинутой, но противоречивой Европе находится под опекой таких здравомыслящих и мудрых людей как Вы. Успехов Вам во всех Ваших благих деяниях! Передавайте маршала нашим соотечественникам. До новых встреч в Грозном.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев