Сб, 02 ноября, 18:26 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Ломая стереотипы

Ломая стереотипы

07.06.2013 12:15

C 17 по 21 мая на теплоходе «Федор Шаляпин» прошла международная конференция журналистов «Современная российская журналистика: вопросы и ответы».

Участники конференции совершили круиз по Волге с посещением старинных русских городов Углич, Мышкин, Плес, Кострома, Нижний Новгород, общались с губернатором области Валерием Шанцевым и приняли участие в торжествах, посвященных 175 – летию Нижегородской прессы. Вот уже третий год подобные поездки организуются СЖР при поддержке администрации Новгородской области.

В рамках конференции также прошли мероприятия, посвященные 10-летию журнала «Журналистика и медиарынок».

В работе конференции приняли участие, руководители региональных организаций Союза журналистов России, главные редактора и сотрудники средств массовой информации различных российских и зарубежных изданий, всего более ста пятидесяти участников.

День первый. Ощутить себя частью журналистского сообщества

Дискуссии и неформальное общение профессиональных журналистов в течение пяти дней с экспертами по СМИ задали тон работе конференции. Обсуждение затронуло различные аспекты жизнедеятельности общества и средств массовой информации.

Полезность таких мероприятий - в общении, возможности выслушать других, высказать свое мнение по тем или иным общественно значимым вопросам. А самое главное - это возможность ощутить себя частью журналистского сообщества. Такова была и задумка конференции - чтобы журналист из любого региона, даже максимально удаленного от центральной части России, чувствовал себя полноправным членом профессионального сообщества.

В плену у стереотипов…

Большая часть россиян в том числе, и коллеги по цеху, понятия не имеют, что из себя представляет Чечня. В этом я убедился в очередной раз. В ходе общения с коллегами меня поразила их неосведомленность не только о прошлом Чечни, но и настоящих ее реалиях. Полное незнание и категорическое неприятие культуры, обычаев, традиций чеченцев. Некоторые вообще удивлялись тому, что на страницах наших газет может быть критика, аналитика, могут освещаться проблемы и чаяния людей. Удивлялись, что мы разбираемся в политике, знаем историю России. Кого-то даже удивляло, что чеченцы строят дома, убирают улицы своих городов, пашут, сеют и даже чистят канализацию. Вообще было такое ощущение, что многие из присутствующих находились в плену стереотипов СМИ ( что тут говорить об обывателях!).

С одним из молодых коллег мы просидели до четырех часов утра, рассуждая об истории взаимоотношений Чечни и России, политике, войне и извечных человеческих ценностях, рассказывая об обычаях и традициях чеченцев, образе их жизни. Бессонная ночь, проведенная с Денисом, так звали моего собеседника, с лихвой компенсировала его восторг от общения. Возможно, моя миссия как журналиста, правозащитника и представителя Чеченской Республики заключалась именно в том, чтобы изменить укоренившийся в его юном сознании образ злого чеченца.

День второй. Спор с историком

Основным событием следующего дня конференции журналистов, стал форум, посвященный 10-летию журнала «Журналистика и медиарынок». Перед участниками выступил главный редактор журнала, секретарь СЖР Владимир Касютин. Более 10 лет специализированный журнал «Журналистика и медиарынок» представляет дискуссионную и образовательную площадку для маститых и начинающих журналистов.

Выступления сотрудников и постоянных авторов журнала позволило участникам увидеть многоликую Россию через представителей регионов и положило начало знакомству не только друг с другом, но и журналистикой России, в целом.

Продолжением дня стала премьера документального фильма о фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны. Жуткие кадры ввергали в шок аудиторию. Самое страшное было в том, что всю работу, по уничтожению людей до уборки трупов, по большей части совершали сами узники.

Эту жуткую правду показал и обсудил со зрителями секретарь Союза журналистов России Рафаэль Гусейнов. Как он отметил, сегодня, когда часто высказываются провокационные суждения об итогах войны, подобные работы должны давать четкое представление о добре и зле и объективно показывать роль Советского Союза в победе над мировым злом – фашизмом.

В ходе обсуждения фильма речь зашла о рядовых исполнителях этих страшных преступлений, служивших фашистам порой за паек, а то и по идеологическим соображениям. Случайно или намеренно, но говоря о коллаборационистах, воевавших на стороне фашистской Германии, Гусейнов в числе представителей других национальностей, ставших предателями, упомянул чеченцев, что, естественно, не могло не вызвать возмущения у меня - единственного представителя этого народа в зале. Мой призыв назвать хотя бы взвод, роту, который состоял из чеченцев или хотя бы назвать одну фамилию чеченца, удостоенного за заслуги перед фашистской Германией железным крестом, вверг автора высказывания в замешательство. В ответ последовала несвязная речь о том, что чеченцы, были депортированы, ввиду чего не успели создать свои этнические подразделения. Что, конечно, несерьезно.

Тема о якобы имевшем место чеченском коллаборационизме давно муссируется в различных изданиях, статьях, публикациях. Уже порядком поднадоели домыслы о том, что на территории Чечено-Ингушетии происходили восстания, мифы о белом коне с золотым седлом и массовом дезертирстве чеченцев из действующих частей. Эти же мифы были представлены и в Большой энциклопедии издательства «Терра», а также выпущенном московским издательством «Аспект пресс» в учебном пособии для студентов высших учебных заведений "История России. 1917-2009", авторами которого являются доктора исторических наук, профессора кафедры отечественной истории 20-21 веков МГУ А.С. Барсенков и А.И. Вдовин. В обоих случаях только вмешательство Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева (в первом случае было судебное разбирательство, во втором - до суда не дошло) позволило восстановить историческую справедливость. Статьи о Чеченской Республике в 58- томе Большой энциклопедии издательства «Терра» были признаны экстремистскими, а авторы учебного пособия принесли свои извинения.

Они сражались за Родину, но в истории новой России их имен нет…

Экскурс в историю

Великая Отечественная война, как известно, началась в 1941 году. На фронт ушло даже по официальным данным 27 тысяч добровольцев из Чечено-Ингушетии. Именно в первые годы войны была массовая сдача в плен советских солдат и офицеров, а чеченцев и ингушей депортировали в феврале 1944 года, то есть в период, когда фашистов уже погнали назад на Запад.

Представители чеченской национальности встретили врага с первых минут войны и, несмотря на последовавшие репрессии и снятие чеченцев со всех фронтов, многие из них, изменив свои имена и национальность, дошли до Берлина и штурмовали рейхстаг. Призванные из Чечено – Ингушетии красноармейцы служили во всех частях Брестского гарнизона. Но особенно много их было в 333-м и 125-м полках.

“Брест – орешек огненный”

В первый же день войны, 22 июня 1941 года, замкомвзвода чеченец Магомед Узуев при прорыве немцев в укрепление обвязал себя боеприпасами и бросился в гущу наступающих врагов.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года Узуеву Магомеду Яхъяевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

О подвиге Магомеда Узуева и других героев Брестского гарнизона впервые в документальной повести “Брест – орешек огненный” поведал миру чеченский писатель Халид Ошаев. В повести раскрыта судьба около 300 красноармейцев, призванных из Чечено – Ингушетии и проходивших службу к 22-му июня 1941 года в кадровых частях РККА, дислоцированных в Брестском гарнизоне. Ошаев доказал участие сначала 255 бойцов из Чечено – Ингушетии, а потом 275 (из них 255 чеченцев, 9 русских, 9 ингушей, один балкарец, один кумык). По последним данным их число достигает уже до 400 человек. Когда генерал Гудериан получил рапорты об операции по захвату Бреста, он сказал офицеру связи главного командования, майору фон Белову: «Эти люди заслуживают высочайшего восхищения».

Для истории, а также в целях формирования в стране толерантности в столь непростой период, стоило бы рассказать о чеченцах - героях прошедших войн, пулеметчике Ханпаше Нурадилове, на счету которого 920 убитых фашистов, летчике, командире эскадрильи бомбардировщиков Даше Акаеве, ценой своей жизни уничтожившем забитый тяжелыми бомбардировщиками аэродром стратегического назначения фашистов, легендарном летчике-бомбардировщике Ахмете Мальсагове. О Мовлади Висаитове, первым встретившим на реке Эльбе союзников и удостоенного американского ордена «Легион Чести». О легендарных снайперах Абухажи Идрисове, Ахмете Магомадове, Аюбе Манкиеве, Махмуде Амаеве, на счету которых тысячи уничтоженных фашистов. О легендарном танкисте Маташе Мазаеве и других героях, чьи бессмертные подвиги остались не отмеченными в учебниках российской истории, о чеченцах, участвовавших в знаменитом Брусиловском прорыве. Сколько их было - непризнанных героев со всей Чечни? Разве их вина, что Родина, на алтарь свободы которой они клали свои жизни, украла у них праздник Победы, обвинив в предательстве?

В немецкой армии не было чеченских подразделений. Не известны и факты участия чеченцев в карательных операциях в Европе и уж тем более на территории собственной страны.

Из глубины веков

У самых истоков создания российской империи наравне с русскими стояли и «лица кавказской национальности». А величие России ковалось при деятельном участии предков тех, кого московские стражи порядка нередко вразумляют сегодня дубинкой, вымогая мзду за пребывание в собственной столице. В той же нашумевшей статье о Чеченской Республике в Большой энциклопедии, к примеру, можно было рассказать о том, что в освобождении Москвы от польской шляхты вместе с Мининым и Пожарским принял деятельное участие и князь кавказец Черкасский. Рассказать о герое Отечественной войны 1812 года Александре Чеченском, которого вывез ребенком из уничтоженного царскими войсками чеченского селения генерал Раевский. Или о том, что, если бы не благородство тех самых «бандитов - фанатиков» шейха Мансура, о которых писали авторы статьи о чеченцах в Большой энциклопедии, то Россия не имела бы одного из самых ярких своих полководцев Багратиона. На предложение выкупить из плена раненого Багратиона последователи Мансура вынесли его из леса и со словами «мы храбрецов не продаем и не покупаем» с почестями передали русским, за что он питал искреннюю благодарность и уважение к чеченцам до конца своих дней. Поведать российскому обществу судьбе вывезенного Ермоловым из спаленного им же дотла селения Дады-юрт мальчике, впоследствии ставшем известным художником Петром Захаровым. Или о «Дикой дивизии», служить в которой считали за честь члены царской семьи. Почему бы не взглянуть на те же архивы и не рассказать о подвигах чеченцев в русско-турецкой войне, о том как чеченцы во главе с Орцой Чермоевым взяли штурмом неприступную крепость Карс или о героизме, проявленном в русско-японской войне чеченцем генералом Алиевым. Таких фактов много, но они остаются невостребованными. А сколько чеченских жизней положено на алтарь целостности России уже в наше время?!

«Люди в нашей стране безумно одиноки…»

Третий день конференции журналистов прошел под знаком развернувшейся дискуссии «Журналистика в 21 веке». Участники обсудили тему утраты доверия населения к СМИ и дальнейшей судьбы современной российской журналистики.

В ходе круглого стола председатель СЖР Всеволод Богданов затронул тему морально-этического аспекта в работе журналистов.

- Нынешнее общество ставит обычного человека на грань выживания. Люди в нашей стране безумно одиноки. Еще никогда в психиатрических лечебных учреждениях не было так много пациентов. И это связано не столько с их слабым здоровьем, мне кажется даже, что они просто отрицают нашу реальность и не хотят жить. Это очень печально. Часто в нагнетании обстановки обвиняют журналистов и вешают ярлыки типа «журналюга». Это, безусловно, сказывается на имидже нашей профессии. Между тем стоит четко понимать, что такие явления как терроризм, межнациональная рознь, культ «золотого тельца» распространяются политтехнологами, иногда оплаченными извне. Журналист в этом случае должен определиться, будет ли он заниматься классической журналистикой и нести культуру или просто будет заботиться только о своем благосостоянии и писать «заказуху», - сказал он.

Судя по уже поднадоевшей всем античеченской истерии в СМИ, война для чеченцев еще не прошла. Мы постоянно вынуждены защищаться от потока лжи и черной заказухи, которая вновь и вновь льется со страниц некоторых федеральных изданий, интернет СМИ и телеканалов. Вынуждены отстаивать свою историю, конституционные права и человеческое достоинство.

СМИ - отражение общества.

Если говорить об утрате доверия конкретно к СМИ, то нужно отметить, что СМИ - это отражение самого общества.

Было бы наивно полагать, что в обществе, в котором властвует культ «золотого тельца», не произойдет трансформации СМИ. В больном обществе не может быть ни здоровых СМИ, ни здоровой политики. Да и не бывает так - при хорошем народе одна власть всегда и во всем виновата. Политики, бизнесмены, чиновники, судьи, врачи и преподаватели – часть народа. Их не завозят с Марса и не плодят в специальных лабораториях. Но с другой стороны, если бы среди них не было бы порядочных и верных долгу людей, не стояло бы государство российское и не было бы смысла о чем то писать и рассчитывать на торжество справедливости.

Ясно и то, что, вопреки озвученному СМИ востребованы, другое дело, насколько они эффективны.

Как было верно подмечено, первична все равно личность журналиста, его моральные качества, уровень его внутренней культуры и гражданская позиция, которая невозможна без гражданского мужества.

Основная же проблема заключается в том, что в России еще не сложилось гражданское общество. Свобода слова, демократия, гласность и прочие вошедшие в обиход с перестройкой понятия так и не стали сутью нашей реальной жизни.

Между тем, абсолютная свобода слова – это из области желаемого, так как даже самое независимое издание зависит, прежде всего, от рынка сбыта, от финансовой подпитки, а в сложившихся обстоятельствах политика редакций привязана к одной материальной ценности. Вот и приходится, как правило, существующим впроголодь журналистам метаться в поисках хлеба насущного.

Ящик Пандоры

В заключение конференции в зале заседаний правительства Нижегородской области состоялось итоговое пленарное заседание конференции, на котором с основными докладами выступили губернатор Валерий Шанцев и председатель СЖР Всеволод Богданов и председатель Нижегородского отделения СЖР Ольга Носкова. В ходе заседания завязалась острая полемика по проблемам освещения отечественной истории в СМИ между главным редактором «Литературной газеты» Юрием Поляковым и Владимиром Мамонтовым - с одной стороны и заместителем главного редактора газеты «Совершенно секретно» Леонидом Велиховым и Павлом Гутионтовым – с другой.

Полемика в очередной раз навела меня на размышления по поводу интерпретации российской истории, в частности, истории, так или иначе, вошедших в российскую империю народов. Как оказалось, тема эта не теряет своей актуальности.

Не бывает однобокой истории

История - многогранна. Учитывая, что учебники истории готовились по заказу, то очевидно, что целиком полагаться на их объективность не приходится. Они подвергались цензуре, проходя через сито «контролеров» для того, чтобы скрыть акты массовых преступлений правящих режимов и оправдания актов насилия, как над отдельными людьми, так и целыми народами. В истории каждого народа есть периоды взлетов и падений. И чем больше народ, тем больше в его истории может быть темных пятен. Посему, история - это своего рода Ящик Пандоры.

Массовые репрессии и акты насилия имели место быть в период покорения Кавказа, в советский период и даже в совсем недалеком прошлом, причем не только в отношении малых народов. Немало пострадал от репрессий и русский народ. Многие историки, рисуя картины прошлого, обходя сложные социально-политические процессы, имевшие место быть в стране, показывают лишь одну сторону медали, оставляя скрытыми кровавые пятна на обратной стороне, и это не может не вызывать возмущения у жертв этих репрессий. К примеру, восстания Минина и Пожарского историки однозначно признают народно-освободительным движением. Понятно и то, что появление Пугачева и Разина было продиктовано безысходностью народных масс, страдающих от непомерного гнета царских сатрапов. Но, когда речь заходит о борьбе горцев Кавказа некоторые историки и ксенофобы пытаются преподнести ее не как борьбу против колониальной политики царского режима, а как обыкновенный бандитизм.

Показательный пример в Большой энциклопедии издательства «Терра» об этом написано: «бандитизм и антирусское движение исламистов - фанатиков, прикрывавших свою уголовную сущность исламской идеологией».

Не утруждая себя анализом фактов, некоторые, причем не всегда признанные в своей среде «историки», рассказывают не о зверствах завоевателей, которое, в частности, и порождало сопротивление, а о жестокости «дикарей», противившихся попыткам их насильственного «оцивилизовывания». Делают это, не задаваясь вопросом, почему же взаимоотношения Российской империи привели к столь затяжной конфронтации не только с чеченцами, но и со многими другими этносами Кавказа. Ведь изначально между русскими и местными народами складывались весьма теплые и куначеские отношения. Почему-то, будучи столь «кровожадными», горцы Кавказа и, в частности, столь «безжалостные и коварные» чеченцы не обращали беглых русских в своих рабов, а давали им свободу и земельные наделы.

У каждого из режимов были свои прикормленные историки (после 1917 года преподавание истории вообще на время, до ее корректировки, запретили). Поэтому историкам стоило бы, наверное, быть немного корректнее, делая столь огульные обвинения в адрес того или иного народа, так как, заглянув в этот самый «ящик», наряду с позитивным, мы увидим вещи весьма далекие от христианской морали.

Что посеешь, то и пожнешь…

Вольные трактовки истории, лекции о превосходстве одних и ущербности других народов даже в таких уважаемых научных заведениях как МГУ им. Ломоносова и РАН, ведут к росту уровня ксенофобии и бурному росту националистических организаций в России. Тем, кто делает ставку на шовинизм, стоило бы задуматься о том, как зарождался фашизм и чем это кончилось….

Грозный – Москва - Нижний Новгород - Грозный

Абубакар Асаев, обозреватель газеты «Чеченский правозащитник»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |