Сб, 29 июня, 06:34 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Министр финансов ЧР Эли Исаев рассказал о бюджетной политике

Министр финансов ЧР Эли Исаев рассказал о бюджетной политике

01.11.2007 15:16

Грозный. В интервью агентству министр финансов Чеченской Республики Эли Абубакарович Исаев рассказал об итогах бюджетной политики в 2006-2007 годах, а также об основных принципах бюджетной стратегии на 2008 год и дальнейшую перспективу.

Как сообщил министр, 2006 год являлся годом перехода на полноценную структуру финансовой системы, упорядочения и законодательной регламентации бюджетного устройства и бюджетного процесса Чеченской Республики.

В отличие от предыдущих 2003-2005 годов, статус бюджета 2006 года с юридической стороны был утвержден в форме республиканского закона. Были разграничены финансовые полномочия районных и республиканских уровней бюджетов бюджетной системы Чеченской Республики.

Кроме того, в отличие от прошлых лет, установлены статусы распорядителей бюджетных средств органам исполнительной власти Чеченской Республики, упорядочена система кассового исполнения бюджета и порядок представления финансовой отчетности бюджетополучателями всех уровней бюджетной системы Чеченской Республики,- отметил министр.

В соответствии с отчетом о мерах по повышению эффективности расходов бюджета, на основании соглашения по повышению эффективности бюджетных расходов, в соответствии с требованиями ст.130 Бюджетного кодекса РФ, Правительством Чеченской Республики не допущены необоснованный рост численности работников учреждений сектора государственного управления, задолженности по заработной плате и социальным выплатам, а также рост кредиторской задолженности по коммунальным выплатам перед поставщиками энергоресурсов и службами жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики.

В основных направлениях бюджетной политики Чеченской Республики на 2007 год были определены стратегические цели бюджетной политики, которыми являлись: создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетной системы; повышение результативности бюджетных расходов; дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств за счет укрепления финансовой дисциплины; совершенствование управления государственной собственностью.

Проект республиканского бюджета на 2007 год рассчитывался «прямым счетом» с учетом отчетных данных о поступлении налоговых и неналоговых доходов, коэффициентов инфляции, прогнозируемых Министерством экономики Российской Федерации в 2007 году, на основе данных о сети штатах и контингентах бюджетной сферы, с учетом роста заработной платы работников бюджетной сферы установленного на федеральном уровне.

Поставленные цели в основном достигнуты. В соответствии со статьей 92 Бюджетного кодекса РФ допустимый норматив дефицита бюджета субъекта не должен превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Дефицит республиканского бюджета Чеченской Республики на 2007 год с учетом внесенных в него изменений составил 13,2 %. Бюджеты городов и районов республики сбалансированы.

-Эли Абубакарович, предусмотрены ли средства в бюджете республики на софинансирование ФЦП?

- По мере поступления обосновывающих документов за счет средств выделенных Чеченской Республике из федерального бюджета, в конце 2006 года идет погашение кредиторской задолженности за выполненные объемы работ и предоставленные услуги за периоды с 1995 по 1996 гг., и 2001 по 2003 гг. Впервые в бюджете республики предусмотрены средства на софинансирование федеральных целевых программ.

Для повышения результативности бюджетных расходов внесены изменения в структуру органов государственной власти Чеченской Республики. Ликвидированы дублирующие ведомства. Все отраслевые министерства, являясь главными распорядителями средств бюджета, осуществляют финансирование подведомственных учреждений, что повысило их ответственность в части расходования бюджетных средств, стимулирует и укрепляет финансовую дисциплину работников учреждений. Повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля над целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

-Находите Вы взаимопонимание, как с местными органами власти, так и федеральными?

- Закон о республиканском бюджете на 2007 финансовый год был принят до его начала, что в немалой степени обусловлено сложившимся конструктивным взаимодействием между Парламентом и Правительством Чеченской Республики. Однако следует отметить, что подготовка нормативных актов, необходимых для исполнения республиканских законов о республиканском бюджете, зачастую недопустимо затягивалось, что усугубляло проблему неравномерности расходования бюджетных средств в течение года. Кроме того, проведена работа с федеральными органами государственной власти и в частности с Министерством финансов Российской Федерации по согласованию основных параметров бюджета республики на 2008 год и на среднесрочную перспективу.

-Каковы основные принципы бюджетной стратегии на 2008 год?

- Республика с 2008 года должна перейти к формированию годового бюджета, как составной части 3-летнего перспективного финансового плана. Составлены реестры расходных обязательств республиканского и местного уровней бюджета, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.

В 2008 году необходимо вплотную подойти к бюджетированию, ориентированному на результат и современных методов финансового менеджмента.

В настоящее время главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.

Финансовый контроль должен в большей степени затрагивать вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты необходимо использовать при формировании бюджетов и принятии управленческих решений. Необходимо обеспечить ритмичность исполнения республиканского бюджета. В настоящее время значительная часть расходов концентрируется во второй половине года, что создает предпосылки для расходования средств любой ценой, в том числе за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров для государственных и муниципальных нужд.

-Эли Абубакарович, расскажите пожалуйста об основных направлениях налоговой политики в Чеченской Республике на 2008 год?

- Налоговая политика построена в соответствии с полномочиями законодательной (представительной) власти Чеченской Республики, определенными главой Налогового Кодекса РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с указанной главой в Чеченской Республике действуют следующие законы о региональных налогах и сборах:

- Закон Чеченской Республики «О Налоге на имущество организаций»

- Закон Чеченской Республики «О транспортном налоге».

При подготовке законов налоговая политика Чеченской Республики была направлена не на максимальное получение указанных налогов путем установления максимальных ставок налогов для всех организаций и минимума льгот, а в первую очередь с учетом послевоенного состояния организаций и физических лиц, на дифференцированный подход к размерам налогов.

Так, законом Чеченской Республики «О налоге на имущество организаций» установлена налоговая ставка 0 % для всех организаций и учреждений за исключением организаций основным видом деятельности, которых является:

1. Добыча, переработка, производство, хранение, реализация и транспортировка нефти, нефтепродуктов;

2. Добыча, переработка, производство, хранение, реализация и транспортировка энергоносителей

3. Оказание услуг почтовой связи и электросвязи. Для осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, налоговая ставка установлена 2,2 %.

Такой подход основывается на том, что практически все предприятия республики разрушены и таким путем было принято решение хоть в какой-то мере оказать содействие организациям в процессе их восстановления. Организации, для которых установлена ставка 2,2 % - это функционирующие в настоящее время организации, уплачивая налог по такой ставке, они оказывают прямую поддержку тем организациям, которые сегодня не в состоянии этого сделать.

Законом предусмотрены льготы в части освобождения от уплаты налога таких организаций как: организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные Правительством Чеченской Республики, в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пяти лет, в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта; кредитные организации, предоставляющие кредиты на срок свыше одного года для реализации инвестиционных и лизинговых проектов, при условии, что объем кредитов на эти цели составляет не менее 20 процентов от общего объема кредитов, предоставленных кредитной организацией, и процентная ставка по кредитованию не превышает действующей ставки рефинансирования Центрального банка России на дату заключения кредитного договора; лизинговые организации, предоставляющие в лизинг машины, оборудование и транспортные средства для реализации инвестиционных проектов, одобренных Правительством ЧР в части имущества используемого для обеспечения лизинговой деятельности и стоимостью, не превышающей стоимость средств, переданных на условиях лизинга для реализации данных инвестиционных проектов.

Эта мера предусмотрена в целях улучшения финансового состояния организаций Чеченской Республики и привлечения инвестиций в экономику республики, что должно способствовать дальнейшему развитию социально-экономического положения в республике.

Такой же подход сделан и при подготовке Закона ЧР «О транспортном налоге». Ставки налога максимально приближены к нижнему пределу шкалы, установленной главой 28 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, Законом предусмотрены льготы в части освобождения от уплаты налога для таких категорий граждан как: Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней; Герои социалистического труда, граждане, награжденные орденом Трудовой славы трех степеней; подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, лица подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, направления на спецпереселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности; лица признанные пострадавшими от политических репрессий, инвалиды всех категорий.

На 50% налоговая ставка уменьшается для лиц, на которых распространяется действие ФЗ от 12.01.95г. №5 «О ветеранах», при условии оформления указанной налоговой льготы не более чем по одному автотранспортному средству за налоговый период постановки владельца транспортных средств на учет в соответствующем налоговом периоде.

Приоритетным направлением при формировании налоговой политики в 2008 году и на среднесрочную перспективу является реализация мер, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения Чеченской Республики.

В целях достижения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, безусловного выполнения расходных обязательств, основные усилия органов власти всех уровней будут направлены на увеличение налогового потенциала республики, повышение собираемости платежей, улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов.

Будет вестись работа по контролю за качественным исполнением ФЗ, закона ЧР, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления по проведению реструктуризации задолженности по налогам и сборам в бюджет и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшейся у организаций Чеченской Республики на 01.01.2007г.

В среднесрочной перспективе в области налоговой политики в Чеченской Республике предполагается принятие следующих мер: по мере восстановления экономики и социальной сферы пересмотр ставки региональных налогов и сборов. Направление налоговой политики будет преследовать цель наибольшего пополнения бюджета республики за счет региональных налогов; обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, финансовыми и иными органами; совершенствование системы государственной регистрации юридических и физических лиц.

- Каковы основные приоритеты бюджетных расходов?

- Регулярное повышение заработной платы в бюджетном секторе и пенсий способствовало существенному сокращению масштабов бедности в стране. В 2008 году будет продолжена реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве, начатая в 2007 году. Вместе с тем в планировании и реализации бюджетной политики сохраняется ряд проблем. По-прежнему недостаточными остаются объемы дорожного строительства, не выдерживаются нормативы содержания дорог. Это связано, как с дефицитом бюджетного финансирования, так и с неадекватностью механизмов финансирования и управления в дорожном хозяйстве.

Правительством ЧР проводилась значительная работа по совершенствованию механизмов реализации региональных целевых программ и их оптимизации. Тем не менее, качество их пока не соответствует современным требованиям. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается при утверждении программ, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки.

Правительство Чеченской Республики должно обеспечить исполнение расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.

- Предусмотрено ли повышение заработной платы сотрудникам бюджетной сферы в следующем году?

- Основные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, должны быть подготовлены Правительством ЧР и приняты уже в 2007 году.

При формировании проекта республиканского бюджета на 2008 год Правительство ЧР исходит из необходимости финансового обеспечения принятых решений. В первую очередь это повышение заработной платы работников всех отраслей бюджетной сферы в соответствии и индексами роста, принятыми на федеральном уровне, а в части управления - с учетом финансовых возможностей бюджета.

Выделить средства на софинансирование приоритетных национальных проектов в том числе:

1. ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах»

2. «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры»

3. «Социальное развитие села до 2010 года»

4. ФЦП развития образования на 2006 -2010 годы.

5. ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2011гг.)»

6. Подпрограмма «Сахарный диабет», «Туберкулез», «Вакцинопрофилактика», «ВИЧ – инфекция» «Онкология».

7. ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы»

- Какие будут внесены изменения и дополнения в расходовании бюджетных средств в сфере социальной политики?

- Основным направлением в расходовании бюджетных средств остается социальная сфера, где, прежде всего, необходимо реализовать государственные гарантии в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществлять развитие культуры, искусства, физической культуры и спорта.

В бюджете предусмотрены средства на содержание вновь введенных объектов социально-культурной сферы, как по ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы ЧР (2002 и последующие годы), так и в рамках региональной инвестиционной программы.

Одной из крупнейших отраслей социальной сферы остается система образования. Первоочередными шагами в этой области должны стать: оптимизация структуры и кадровой оснащенности сети общеобразовательных учреждений, повышение качества образования; укрепление материальной и финансовой базы отрасли при существенном повышении эффективности ее использования; проведения инвентаризации сети учреждений, разработки нормативов с целью оптимизации бюджетных расходов.

В бюджете будут предусмотрены средства на оснащение образовательных учреждений охранно-пожарным оборудованием и системами видео-наблюдения, на приобретение школьных автобусов в рамках ФЦП развития образования на 2006 -2010 годы и т.д.

В области здравоохранения необходимо обеспечить государственного исполнения программы, государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, следует привести в соответствие с нормативами, утвержденными федеральной программой, сетевые показатели и штаты лечебно-профилактических учреждений.

В целях обеспечения государственных гарантий застрахованному неработающему населению на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, а также выравнивания условий деятельности лечебно-профилактических учреждений в системе обязательного медицинского страхования, в республиканском бюджете централизованы расходы по уплате страховых взносов на неработающее население.

Для реализации Национального проекта «Здоровье» будет продолжена начатая в текущем году работа по ремонту фельдшерско-акушерских пунктов.

Социальная поддержка населения будет направлена на наименее защищенные слои населения, имеющие реальные доходы ниже прожиточного минимума. Реализация комплексной программы будет носить адресный характер. Продолжится работа по исполнению законодательных актов федерального и республиканского уровня в части предоставления льгот и социальных гарантий населению за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

- Скажите пожалуйста, какие направления в расходовании бюджетных средств являются приоритетными?

- Реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий остается приоритетным направлением в расходовании бюджетных средств. Расходование средств на оплату теплоэлектроэнергии по-прежнему будет основано на установлении и соблюдении лимитов их потребления по каждой отрасли и каждому конкретному бюджетному учреждению. Вложения бюджетных средств в поддержку АПК планируется осуществлять в направлении, взятом в предшествующие годы. Продолжится практика, субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях. Следует усовершенствовать механизмы государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Необходимо создать эффективную систему государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Создать систему по размещению заказов на поставку продуктов питания для нужд бюджетных учреждений республики, принять меры по продвижению сельхозпродукции и продовольственных товаров на межрегиональные рынки.

В связи с ограниченностью бюджетных средств, для повышения эффективности государственных расходов в области капитального строительства бюджетные расходы необходимо сконцентрировать на стройках, имеющих первостепенное значение для республики. При этом программа будет предусматривать в первую очередь завершение объектов, погашение задолженности по ним, образовавшейся в предшествующие годы. Решения о строительстве новых объектов должны приниматься при наличии обоснования целесообразности начала строительства, источников финансирования и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

Как и в 2007 году в бюджете будут предусмотрены средства на разработку проектно-сметной документации по объектам ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы». Предусматриваются и средства на софинансирование из регионального бюджета ФЦП на 2008 год.

Будет продолжена работа по строительству, реконструкции и ремонту улично-дорожной сети.

Следует продолжить работу по осуществлению государственного контроля над регулируемыми ценами и тарифами в отраслях естественных монополий на основе проведения анализа затрат, влияния их на функционирование отдельных отраслей экономики, уровня жизни населения. Главная задача в сфере управления государственными финансами состоит в четкой организации бюджетных процедур, направленных на обеспечение равномерности расходования средств республиканского бюджета в течение года.

- Как классифицированы расходы республиканского бюджета на текущий финансовый год?

- Общий объем расходов республиканского бюджета в предложенном для рассмотрения законопроекте «О республиканском бюджете Чеченской Республики на 2008 год» составляет 30 975,4 млн. руб., из них в разрезе функциональной классификации расходов они представлены следующим образом:

- по разделу 01 «Общегосударственные расходы» в республиканском бюджете на 2008 год предусмотрено 4 239,7 млн. рублей. По отношению к первоначально утвержденному бюджету на текущий год, рост составил по данному разделу 32% и занимает 13,7% в общем объеме расходов республиканского бюджета на 2008 год;

- по разделу 02 «Национальная оборона» предусмотрены средства на реализацию переданных из федерального уровня полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. По данному разделу в бюджете заложены 16,5 млн. руб. Рост по отношению к первоначальному бюджету текущего года составил почти в 2 раза (195%);

- по разделу 03 «Национальная безопасность» бюджетные ассигнования на 2008 год составляют 4 237,4 млн. руб. В общем объеме расходов, средства на национальную безопасность составили 13,7%;

- по разделу 04 «Национальная экономика» ассигнования на 2008 год в республиканском бюджете составляют 5 000,7 млн. руб. Рост к прошлому году составил 106% и в общем объеме расходов на раздел предусмотрено 16.1%;

- по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составили 883,1 млн. руб. В общем объеме расходов на данный раздел приходится 3%;

- по разделу 06 «Охрана окружающей среды» рост составил 174% к первоначальному бюджету текущего года. Общий объем ассигнований на 2008 год составляет около 32,2 млн. рублей;

- по разделу 07 «Образование» ассигнования на 2008 год предусмотрены в сумме 1 378,2 млн. рублей или 4,4% от общего объема расходов республиканского бюджета на 2008 год. Рост по данному разделу по отношению к первоначально утвержденному бюджету на 2007 год составляет 151,3%»

- по разделу 08 «Культура, кинематография и средства массовой информации» ассигнования составляют 487,1 млн. рублей. Рост по данному разделу составил 132,9%;

- расходы на 2008 год по разделу 09 «Здравоохранение» составят в соответствии с законопроектом 3 036,3 млн. руб. Рост на данный раздел составляет 184,2%. Раздел занимает 9,8% от общего объема расходов республиканского бюджета на 2008 год»;

- по разделу 10 «Социальная политика» в бюджете 2008 года предусмотрено 4 490,6 млн. рублей. Рост к первоначально утвержденному бюджету на 2007 год составляет 113%. В общем объеме расходов республиканского бюджета расходы по данному разделу составляют 14,5%;

- по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» в проекте закона предусмотрено 7 173,6 млн. рублей. Межбюджетные трансферты по отношению к первоначально утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год увеличены на 8,9%. В общем объеме расходов составляют 23,2%. По данному разделу нижестоящим бюджетам городов и районов Чеченской Республики предусматриваются средства на исполнение переданных полномочий и дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности районных и городских бюджетов в соответствии с представленной также для утверждения методикой распределения средств из республиканского фонда финансовой поддержки городов и районов и республиканского фонда компенсаций.

В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма, в республике принято ряд актов, направленных на реформирование межбюджетных отношений.

Законодательно разграничены полномочия между уровнями публичной власти. За местным бюджетом закреплены собственные доходы источников на долгосрочной основе. В 2008 году будут созданы стимулы к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами. В соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ с высокодотационными муниципальными образованиями Чеченской Республики будут заключены соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов.

Будет налажен действенный контроль за соблюдением высокодотационными муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений.

Законодательно определен порядок делегирования муниципальным образованиям отдельных республиканских полномочий с предоставлением субвенций на их исполнение из республиканского бюджета.

В 2008 году должны быть созданы условия для составления и утверждения на 2009 год бюджетов городских и сельских поселений, образованных в рамках масштабной реформы местного самоуправления, это позволит расширить возможности граждан участвовать в принятии решений по проблемам финансового обеспечения вопросов местного значения.

Распределение финансовой помощи нижестоящим бюджетам по-прежнему будет осуществляться исходя из основного принципа бюджетного законодательства – выравнивания бюджетной обеспеченности. Представление финансовой помощи из республиканского бюджета планируется в виде дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, а также целевой помощи - в форме субвенций и субсидий.

Малика Ибаева,

совместно с пресс-службой

министерства финансов Чеченской Республики

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |