Пт, 22 ноября, 22:49 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Если хадис достоверен, то это мой мазхаб

Если хадис достоверен, то это мой мазхаб

22.03.2016 13:09

Лекция Доктора Шариатских наук, специалиста по науке фикх (Исламское право) и усуль-Фикх (основы Исламского Права), а также по науке акида (Исламское Вероубеждение), шейха Сайф Али Аль-Асри.

Фото с сайта vk.com

Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том. Благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и всем. Дорогие братья, мы проанализируем фразу, которая распространилась и слышится часто из уст тех, кто ищет глубокие знания. Эта фраза звучит так: «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб». Словами этими ответит тот человек, который отклонился от пути имамов-муджтахидов, либо пренебрегающий их словами, либо не придерживающийся их мазхабов. Этот человек сам начинает заниматься иджтихадом и самостоятельно пытается разобраться в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И получается так, что он приходит к такому пониманию, которое имамы-муджтахиды считают неверно истолкованным. Если в разговоре с ним ты скажешь, что имамы говорили так-то, он скажет: «Насчет этого есть достоверный хадис». С дозволения Аллаха мы разберем данное выражение.

Как мы знаем, совершать действие, руководствоваться согласно хадису и размышлять над ним – это один из видов иджтихада. Также как и размышление над аятом – вид иджтихада. Если говорить об иджтихаде, то им может обладать человек с определенными знаниями и качествами, необходимые для этой науки. А также он должен соблюдать все нормы в отношении изучения аятов и хадисов. Поэтому имамы религии установили для этой фразы условия и правила. Имам Навави говорит об этом высказывании в предисловии своей книги «Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб», когда он пишет о правилах дающих фетву и спрашивающих ее. Фразу, которую мы рассматриваем, ученые высказали для разъяснения значимости посланнических хадисов и что хадис является шариатским доводом, возле которого люди обязаны остановиться. А также для того, чтобы разъяснить, что всем людям обязательно подчиняться словам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Но тем не менее, ученые не завещали нам, чтобы мы оставили слова людей и знания, их понимание текстов шариата – Корана и Сунны. И чтобы стали руководствоваться пониманием тех, кто не пригоден для толкования хадисов и аятов, чтобы мы говорили, к примеру: «Когда достоверен хадис, то наши деяния согласны ему». Именно из-за этого имамы определили условия для этой фразы.

Первое из этих условий, чтобы рассматривающий хадис, был из тех, кто достиг степени иджтихада. Когда мы говорим, чтобы был из тех, кто достиг уровня иджтихада, мы подразумеваем под этим, чтобы он знал Коран, Сунну, знал родословные арабов, правила понимания шариатских текстов.

Второе из условий, которое должно быть соблюдено тем, кто говорит об этой фразе, чтобы он был сведущ и уверен, когда будет ссылаться этим хадисом или выведенным из него решением на какого-либо ученого, например на имама аш-Шафии, и мог доказать принадлежность этого выражения «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб». Если человек думает, что раз хадис достоверен, значит и то шариатское решение, о котором он говорит, это и есть мазхаб Шафии, и он утверждает, что это не его одно мнение, что это обозрение шафиитского мазхаба и что сам Шафии связал его с достоверным хадисом, то это, конечно, не правильно. Такой человек говорит голословно. Чтобы заявлять об этом он должен располагать следующими познаниями:

Он точно должен знать, что до имама Шафии этот текст не дошел. Об этом он может говорить после тщательного, долгого изучения трудов имама Шафии, его сподвижников, слов, переданных им его ученикам и т.д. Это может означать, что хадис не дошел до имама аш-Шафии.

Он должен знать, что хадис дошел до имама Шафии. Однако дошел до него со слабой цепочки передатчиков. А тому, кто утверждает, что хадис достоверный, необходимо, чтобы до него он дошел по достоверной цепи передатчиков. И тогда этот человек может сказать: «У имама Шафии имеются уважительные причины, по которым он не взял этот хадис, потому что этот хадис дошел до него по цепочке от такого-то и такого-то, версия которого является слабой. Но этот хадис приводится с другой цепочки передатчиков от такого-то и такого-то и эта цепочка передатчиков достоверна. Поэтому мы будем использовать этот хадис». И не возбранится этому человеку следовать таким путем в этих вопросах, если он отвечает требованиям муджтахиды, как мы упомянули ранее в первом пункте.

Если у имама Шафии было обстоятельство, которое вызвало несогласие с этим хадисом, то мы не можем навязать его имаму Шафии, чтобы он руководствовался им. Он оставил этот хадис ввиду того, что он нашел другое доказательство, например, аят Корана или другой более достоверный хадис, чем этот и тому подобные другие используемые доказательства. Также данный хадис должен соответствовать правилам и условиям того имама, которому относим эти слова. Если мы хотим отнести этот хадис к мазхабу имама Малика, нам необходимо, чтобы этот хадис не противоречил практике жителей Медины. Потому что для имама Малика сильным доводом была практика жителей Медины. Сильнее чем хадис ахад. Таким же образом, чтобы этот хадис не касался вопросов умумуль бальва, передаваемый только от одного или двух передатчиков. Потому что имам Абу Ханифа не принимал хадисы категории ахад, касающиеся подобных вопросов, кроме того случая, когда этот хадис получил широкую известность среди людей. А широкая распространенность является доводом. Поэтому мы не можем отнести данный хадис к мазхабу Абу Ханифы. И требовать от имама Абу Ханифы практики в соответствии с этим хадисом, в то время как он не соответствует правилам и условиям его мазхаба. Эти требования должен соблюдать человек, когда говорит о хадисе и хочет им руководствоваться. Первое и важное требование к нему, чтобы он был имамом-муджтахидом, обладающим абсолютным иджтихадом или, по меньшей мере, обладал частичным иджтихадом.

Прошу у Всевышнего Аллаха, чтобы Он нам оказал помощь в получении Его довольства.

С. РУХМАНОВА

Ан-Нур, №9, 22.03.2016

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |