Мир
В Нью-Йорке банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 6,2 миллиона долларов
Главная » НОВОСТИ » Вблизи и на расстоянии
Вблизи и на расстоянии
26.07.2016 13:43
Ибрагим Джабиров хорошо известен в нашей республике, не только по голубому экрану, которому он посвятил в общей сложности 25 лет, но и по авторству многочисленных газетных и журнальных публикаций, сценарному и режиссерскому решениям двух десятков документальных фильмов, а также, как автор ряда художественных, научно-популярных работ и книг.
Его интересы и способности многогранны. Долгие годы он занимается исследовательской и поисковой работой в области истории, литературоведения и изобразительного искусства. Патриот своего отечества и воспеватель его героики и удивительных красот природы.
Свои находки, идеи и осмысления он бережно вплетает в художественную прозу, в поэтическую лирику, в публицистические статьи, в сюжеты живописных и скульптурных работ.
В преддверии 45-летнего творческого юбилея Ибрагима мы, с его любезного согласия решили совершить путешествие в удивительный мир его художественного творчества и поговорить по теме, которой обычно наши коллеги-журналисты мало касаются в своих интервью с ним. Как вы догадались, речь пойдет о мире изобразительного искусства, а конкретнее, о живописи.
Мне удалось побывать на одной из выставок его картин, которая проходила в галерее имени А-Х. Кадырова в апреле этого года. И, скажу откровенно, я была удивлена талантом Ибрагима переносить на холст тонкие краски и образы окружающей нас действительности. Многообразие тематики, особо точное портретное изображение, красочное изображение природных явлений, жанровые сцены – все это я увидела, знакомясь с картинами И. Джабирова и решила ближе познакомить читателей «ВР» с этим талантливым человеком, хотя, как было сказано выше, имя Ибрагима Джабирова и так известно широкому кругу людей не только в нашей республике, но и за её пределами.
— Ибрагим, в предисловии к Вашей книге «Голоса из былого» было сказано, что Вы более известны, как журналист и литератор, но я бы добавила к тому ещё то, что, по странным обстоятельствам, мало кто знает, что Вы ещё и художник. И сегодня я хочу поговорить с Вами не как с журналистом и писателем, а как с художником. В чем секрет сравнительно позднего открытия Вашего имени в сфере изобразительного искусства?
Шифр секрета очень прост. Он вмещается в пятибуквенный код — война. Но было бы глубоким заблуждением думать, что в моих живописных работах доминирует эта мрачная и горькая тема, к которой из популистских целей, часто обращаются преимущественно молодые художники. В моих работах она почти отсутствует, за исключением двух-трёх сюжетов. Да в этом я и не вижу сейчас особой необходимости, ибо, большое видится на расстоянии. К примеру, на полотнах Франца Рубо Кавказская война Х1Х века в своей сути и правде была отражена, или, как сказали бы сейчас, видеозафиксирована, уже много лет спустя после её окончания. Это намного усилило исторические и художественные достоинства этих работ. Подчеркивая, что война сделала меня художником, я вовсе не хочу утверждать, что она вдохновила или дала импульс для пробы сил в изобразительном искусстве. Нет, она поставила меня в такие рамки, когда психологический гнёт творившегося вокруг уголовного беспредела и морально-нравственный упадок, наблюдавшийся в обществе, надолго связали мою свободу и заставили перейти на тот вид творчества, который был возможен в тех обстоятельствах и в том образе жизни. Воля моя не была парализована, и потому тогда в своей вынужденной изоляции от внешнего мира, я нашел в себе силы творить пером, резцом и кистью, создавая себе внутреннее ощущение хоть какой-то полезности и причастности к чему-то светлому.
О художественной ценности того, что мне удалось сделать, не мне судить, но я надеюсь на некоторое снисхождение моих критиков.
— Я замечала, что художники относятся к своим картинам, как к своим детям, но ведь и среди детей бывают те, которые особенно дороги и любимы. Мне удалось увидеть почти всё, что уцелело у Вас после всех этих военных бурь. «Дети» Ваши мне почти все понравились. Некоторые из них для Вас все-таки, наверное, более любимы?
– Такое деление по отношению к детям может быть и грешно. Я своих сыновей, к примеру, люблю одинаково. К творению рук человеческих такой избирательный подход, наверное, возможен. Являясь предметами неодушевленными, они не испытывают от этого ни моральных страданий, ни радости.
В некоторых картинах или декоративно-прикладных работах не всегда осуществляется полное воплощение замысла автора. Где–то это удаётся, а где–то нет. От этого и зависит степень нашей привязанности к той, или иной своей работе.
Война унесла жизни многих людей, которые были мне близки и дороги. В её огне навсегда исчезли и некоторые мои живописные полотна, получившие когда-то хорошую оценку ценителей живописи. Часть из них экспонировалась на выставке 1997 года.
Из того, что уцелело, сегодня по-особенному греют мне душу картины: «Долина грёз», «Лебединое озеро», «Багровый закат», «Генерал Александр Чеченский», «Воспомиминание о старом парке», «Гусарская атака под Парижем», «Генерал Эрисхан Алиев», «Лермонтов и старик-чеченец», «Портрет кавалериста», «Горное ущелье». Их много. На последней моей персональной выставке было выставлено более 50 живописных и декоративно–прикладных работ. Некоторые картины я отношу к числу заброшенных и, по-своему, жалею их, так как не получилось уделить им достаточно внимания и довести их до самой тщательной законченности.
— Пусть и не во всё удается вдохнуть жизнь, но хочется надеяться, что и до них дойдут Ваши руки, и они тоже, со временем, порадуют нас. И в конце разговора хотелось бы коснуться тайны Вашей заветной мечты, как художника.
– Моя мечта — создание масштабного триптиха под общим названием «Слава Чечни». В первой части я бы разместил сюжеты и портретные образы с временным охватом от древности до 1917 года. Во вторую часть я вместил бы 75-летний отрезок времени между 1917 и 1992 годами. В третьей части было бы отражено то, что отмечено печатью истории в последующие годы.
— От имени своих коллег из «Вестей Республики» и от себя лично хочу пожелать Вам успешного осуществления всех Ваших задумок и творческих планов в изобразительном искусстве и в писательской работе тоже.
Малика Абалаева
Вести республики, № 138 26.07.2016
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста