Пт, 29 ноября, 08:34 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Отношения Ирана и Армении - стратегические партнеры или вынужденное сотрудничество?

Отношения Ирана и Армении - стратегические партнеры или вынужденное сотрудничество?

31.07.2013 11:34

В качестве базовых составляющих геополитических интересов Ирана на Кавказе можно выделить: экономическую, военно-стратегическую и духовно-цивилизационную.

В отличие от других, Иран строит свою политику на Южном Кавказе, исходя из экономической составляющей, в которой важную роль играют совместные энергетические и транспортные проекты.

На сегодняшний день Иран является одним из крупных инвесторов Армении. Объем коммерческих вложений Ирана в экономику республики составляет 26% от общего объема зарубежных инвестиций. В двусторонних армяно-иранских отношениях особую роль играют энергетические и транспортные проекты, имеющие стратегическое значение не только для двух государств, но и для всего региона. Будучи блокированной с запада Турцией, а с востока Азербайджаном, Армения через иранскую территорию получила выход в Центральную Азию, Китай, на Ближний Восток и к прибрежным государствам Индийского океана, таких как Австралия, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Мьянма Сомали, Кения, Танзания, Мозамбик, ЮАР и т.д.

Помимо этих проектов, участие Армении предполагается и в международном транспортном коридоре «Север-Юг», на что Иран уже дал свое согласие. Посредством этого транспортного коридора Армения получит не только дополнительную дорогу ведущую в Россию по маршруту Армения-Энзели-Астрахань, но и выход в Центральную Азию и Таиланд, Мьянма Сомали, Кения, Танзания, Мозамбик, ЮАР, Австралия, Индонезия, Малайзия.

Осуществление ирано-армянских проектов вызывает перманентное недовольство Баку, который при этом апеллирует к фактору общей с Ираном конфессиональной принадлежности. Однако исламский фундаментализм Ирана не исключает добрососедских отношений с христианскими странами – ирано-армянские отношения служат наглядным примером взаимовыгодного сотрудничества двух народов, исповедующих различные религии.

Фундаментом для установления и развития ирано-армянских отношений стал сбалансированный подход Тегерана по отношению к урегулированию Карабахской проблемы. Тегеран не раз заявлял, что является сторонником исключительно мирного урегулирования конфликта. Тегеран считает, что проблема Нагорного Карабаха должна быть урегулирована только усилиями государств региона, ибо, по мнению Ирана, столкновение интересов великих держав может привести к дестабилизации региона, что поставит под угрозу его собственную национальную безопасность.

При рассмотрении геополитической активности Ирана на Северном Кавказе необходимо отметить, что Тегеран здесь строит свой внешнеполитический курс исходя из духовно-цивилизационной составляющей геополитических основ политики Ирана на Кавказе.

Не менее важную роль продолжает играть Северный Кавказ в геополитике мировых держав в XX веке. Так, в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1922) Закавказье и Дагестан были оккупированы англо-турецкими войсками. Фашистская Германия хотела захватить Кавказ и выйти к берегам Персидского залива и Индии. Збигнев Бжезинский называет Кавказ «евразийскими Балканами», имеющими «важное значение с точки зрения исторических амбиций и амбиций безопасности, по крайней мере, трех самых непосредственных и наиболее мощных соседей, а именно России, Турции и Ирана». Преследуя «масштабные стратегические цели в Евразии, США заинтересованы не только в разработке ресурсов «Евразийских Балкан», но и в предотвращении того, чтобы только Россия доминировала в геополитическом пространстве региона».

Региональный фактор в настоящее время становится весомым и актуальным. Прослеживается четкая прогностическая линия становления регионализма в общемировой тенденции, которая состоит в том, что различные регионы выдвигаются на первый план как на своей территории, так и в мировом масштабе. Данное положение совершенно справедливо и в отношении Северного Кавказа.

Наибольшей интенсивностью отличались в последние четыре года армяно-иранские отношения. Здесь, религиозный фактор не играет определяющей роли, поэтому армянское направление внешней политики Ирана можно рассматривать, в качестве наиболее прагматичного. Армения оказывается важным партнером Исламской Республики Иран, обеспокоенной усилением в регионе Турции. В этом плане мы можем говорить о некоторой игре на опережение. Пока «дорожная карта» подписанная Анкарой и Ереваном не привела к реальным результатам (граница не открыта, дипломатические отношения не установлены), Иран объективно работает на вывод Армении из изоляции.

14 мая 2009 года Иран приступил к поставкам газа в Армению по газопроводу Иран-Армения, строительство которого было завершено в конце 2008 года. При этом рассматриваются возможности для дальнейшего увеличения объемов поставок газа. Помимо этого проекта, планируется реализация проекта строительства нефтепровода Тебриз (Иран) Ерасх (Армения) стоимостью в 250 млн. долларов. В апреле 2009 года в столице Армении был подписан «Меморандум о сотрудничестве в реализации проекта строительства железной дороги Армения – Иран». Реализация проекта рассчитана на 5 лет. В определенной мере это будет ответом на проект «Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс», идущий в обход Армении, поддерживаемый Турцией и Азербайджаном.

Анализируя геополитическую активность Ирана на Кавказе, следует отметить, что большую активность Иран, на современном этапе развития отношений между ними, проявляет на Южном Кавказе. Здесь Тегеран руководствуется экономической составляющей своей политики, а также налаживает тесные связи, как в культуре, так и в религии. Иными словами, четко прослеживается экономическая и духовно-цивилизационная составляющая геополитических основ политики Тегерана в рамках кавказского региона.

Связи между Тегераном и кавказским геополитическим массивом будут только укрепляться и совершенствоваться, как в ближайшее время, так и на среднесрочную перспективу в силу исторических связей Ирана и Кавказа, их географического положения, в частности, общих границ и заинтересованности обеих сторон в развитии межгосударственных контактов.

Исмаил Денильханов Заместитель директора Департамента внешних связей Главы и Правительства ЧР

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |