Мир
Западные СМИ обеспокоены российскими учениями стратегических сил ядерного сдерживания
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Важнейший капитал нации - нравственные качества народа
Важнейший капитал нации - нравственные качества народа
22.01.2014 10:30
Одна из главнейших ценностей человека – семья. Она играет главную роль в становлении личности. Ведь именно в ней начинается первое познание мира ребенком и воспитание будущего человека.
Семья основана на традициях. Достаточно не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, чтобы разрушить семью. Если в семье нет традиций, порядка - только любовь не спасет ее.
Попробуем глубже раскрыть семейные традиции и обычаи чеченского народа.
В содержании чеченского слова «доьзал» (семья) обнаруживается, что его основной корень «доь». По своему смыслу «доь» родственно слову «семя». В чеченском языке оно сохранилось в следующих выражениях: «доьдоцушвайна», «доьзавайна» - это означает бесследное исчезновение, после которого не остается ни малейшего следа. Семья (доьзал) означает наличие «доь» («семени»), а также его продолжение.
По чеченским адатам, семья не ограничивается родителями и их детьми. Чеченская семья включает три возрастных поколения: дети, родители, дедушка с бабушкой, вместе с братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими под одной крышей.
Семья – ответственность с обеих сторон: родителей перед детьми, детей перед родителями. Ответственность родителей наступает раньше, по крайней мере, с момента появления у них ребенка.
О том, какие обычаи и традиции были, и как воспитывали своих детей в давние времена наши предки, рассказывает житель города Урус–Мартан Али Хамзаев:
«Воспитание ребенка должно начаться с первого же дня его жизни. И все что связано с ребенком, не может считаться незначительным или неважным. Право выбрать имя ребенку принадлежит его отцу или дедушке по отцовской линии. Имя человека среди людей формирует его поступками и нравственными качествами. Однако это не означает, что новорожденному можно дать любое пришедшее на ум имя. В последнее время популярными становятся имена, заимствованные у других народов. Более того, широко распространилось и такое явление как давать имена руководителей иностранных государств, певцов, актеров. Все это показывает, что многие люди забыли о том, что имя – это своего рода талисман, раскрывающий главный смысл жизни его обладателя.
Раньше после рождения ребенка у нас устраивали не только положенное жертвоприношение, но также скачки и торжества. В течение нескольких дней или недели после рождения ребенка его отец не показывался на глаза родственникам и старейшинам. Так же мать при встрече с уважаемым человеком должна была положить ребенка на землю и повернуться к нему боком. Не принято было в присутствии посторонних ласкать своих детей, брать их на руки. Правда, если жизни или здоровью ребенка угрожает что-то, дозволяется нарушить данный обычай.
Отец всегда служил для нас примером во всем. Мы никогда не садились за стол в присутствии отца и не ели вместе с ним. Существует определенный этикет при потреблении пищи: сдержанность, аккуратность, не чмоканье, мытье рук до и после принятия пищи. Так, по правилам этикета, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Начиная с раннего возраста, отец вел с нами беседы. Иногда забывшись, повышал голос, говоря, что ничего путного из нас не получится. После начинал рассказывать о своем дедушке и так до седьмого предка. «Разве не жаль этих людей, - говорил он, - проживших так, что о них никто не мог сказать ни одного плохого слова. И что будет, если у них вырастет недостойное потомство…. Ведь каждый раз, когда говорят о ком-то из нас, называют их имена, говоря, что это сын такого-то…. Человек должен знать свои корни, знать, откуда он. Знающие люди говорили, что къонах (мужчина) пропадает, как только начинает заботиться лишь о собственном животе, о самом себе».
Детство заканчивалось для нас по достижении пятнадцати лет. В прежние времена достижение юноше пятнадцатилетнего возраста еще не означало автоматического зачисления его в разряд воинов. Для этого он должен был пройти ряд испытаний. Одно из них, например, состояло в следующем : по соседству с обществом Хилдехархой находился огромный валун, на который молодой человек должен был взбежать при полном вооружении, ни разу не коснувшись камня рукой. Чтобы заслужить право носить саблю, необходимо было одним ударом разрубить связку кизиловых прутьев толщиной в собственную талию. Поэтому, чем тоньше был молодой человек в талии, тем легче ему было выиграть это состязание. Прошедший через это испытание должен был принять участие в другом состязании. Двое молодых людей, привязав к ногам ручные мельницы (представляющие собой довольно тяжелые камни), мчались наперегонки. Состязание могло происходить как днем, так и ночью. Причем юноши не имели права останавливаться, пока не побывают подряд в трех селениях. Было еще одно состязание, будучи в седле на полном скаку, нужно было достать из лунки серебряную монету. Прошедший данные испытания получал право носить арбалет, а в более поздние времена – ружье. Возмужавший юноша имел право жениться.»
О семейных ценностях и традициях нам поведала жительница села Алхан – Юрт Шовда Дакаева:
«Одним из наших замечательных обычаев является уважение к старшим. И в первую очередь, уважительное отношение и забота о родителях. Сыновья, возвращаясь, домой, прежде всего, идут к старикам, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.
Утром хорошая сноха свою работу по домашнему хозяйству начинает, прежде всего, с уборки на половине стариков. И только после этого делает все остальные дела. Сноха не имеет право произносить имена свекра, свекрови и других близких родственников мужа. Обращаясь к свекру, сноха называет его отцом, а свекровь мамой. Всем остальным она дает имена, подчеркивающие их положительные качества. Также муж и жена не называют друг друга по имени.
Не вставать при появлении старших или же сесть без их приглашения расценивается, как большой недостаток в воспитании, как нарушение обычая. Наши мужчины, воспитанные в духе строгой морали, всегда отличались сдержанным отношением к женщине. Преследуемый кровной мести человек остался невредимым, если он скрывался в женской половине дома любой семьи из рода кровников. В старину по нашим адатам мужчина не должен был спешиться и провести коня под уздцы, также мужчины не имели право драться в присутствии женщины. Стоило женщине снять с головы платок и бросить между двумя кровниками, как поединок прекращался. Или возьмем обычай, связанный с тем, что женщина идет следом за мужчиной. Такой обычай связан был в целях заботы о женщине – спутнице, так как передвижение по трудно проходимым горным тропам, равнинным лесам, ожидало различного рода опасностей. Отношения молодых людей и девушек были основаны на взаимном уважении и строгой горской морали. Поднимать руку на свою жену считалось величайшим позором. За убийство женщины, жены виновный подвергался мести ее родственников. В случаи развода муж в присутствии свидетеля должен трижды произнести «Ас йитихьо» («Я развожусь с тобой»). При разводе муж отдавал жене все, что она принесла из родительского дома, и все, что она накопила за период замужества своим трудом. Раньше чеченские адаты не разрешали разводиться с женой из-за не существенных причин. В случае, если развод состоялся без серьезных оснований, родственники жены могли предъявить серьезные претензии к ее бывшему мужу на том основании, что отнесся к ним без должного уважения. В таких случаях семья мужа могла подвергнуться штрафу. В одном из хадисов говорится, что развод относится к вещам, особенно нелюбимым Аллахом из того, что дозволено. Самое тяжкое зло от разводов – это тяжкий удар, которым они оборачиваются для детей. Поскольку их сердца оказываются разорванными надвое: одна часть остается с матерью, другая с отцом. Чаще всего такие дети не получают должной любви и заботы ни от отца, ни от матери».
Сами по себе семейные традиции символизируют здоровье – духовное и физическое. Традиционные - значит предсказуемые, следовательно, выполняются внутренние ожидания, то есть все благополучно. И чем более традиционна наша жизнь, тем меньше в ней стрессов – основных источников болезней. Семья, в которой соблюдаются определенные традиции - фактор здоровья и долголетия. По разным статистическим данным, люди, живущие в семье, реже болеют и имеют большую продолжительность жизни.
Так будем помнить и чтить наши обычаи и традиции!
Ума Юсупова
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев