Сб, 02 ноября, 10:14 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Она прожила достойную жизнь, которой могут гордиться потомки!

Она прожила достойную жизнь, которой могут гордиться потомки!

07.03.2014 16:27

Жизнь – это череда радостей и печали, встреч и расставаний, успехов и неудач. Но, прежде всего, жизнь – это испытание.

Пройти его достойно может не каждый, ибо кто - то сильнее духом и верой, а иные слабы, неспособны преодолевать преграды, а другие идут уже по натоптанной дороге, так им легче, наверное. Однако, всегда искренне ценят и уважают тех, кто прожил пусть и нелегкую жизнь, о которой можно слагать легенды, рассказывать молодому поколению как пример мужества и человечности, выдержки и терпения. Тем более, если речь идет о судьбе женщины…

В селе Мотпаро Итум- Калинского района жила дружная и большая семья Алхановых из тейпа хачарой - Алха и Петмат, у них было восемь детей. Четверо сыновей: Эска, Эльмарз, Юсуп, Албек. И столько же дочерей: Ахчхаз, Сосма, Сапихат, Сайхат.

Дети воспитывались строго в соответствии с религией и чеченскими обычаями, в которых почитание старших, уважение к родителям - самый главный принцип. Они помогали родителям по большому хозяйству, каждый знал, за какую часть территории дома он отвечает.

Отец семейства- Алха был очень уважаемым и влиятельным человеком, и поэтому был избран главой старейшин села. По всем жизненным и житейским вопросам обращались к нему не только сельчане, но и люди близлежащих сел, и он находил выход из самых сложных ситуаций. Человеком он был особенным, со своеобразной аурой, что даже при простом общении с ним люди получали заряд бодрости, энергии, а при болезни, облегчение. Так говорили сами люди. Поэтому нередко Алху называли святым. Когда его не стало, то отдать дань уважения и проводить его в последний путь люди приходили с разных отдаленных сел высокогорья Чечни. Через несколько дней, после его кончины, согласно традициям, близкие и родственники поставили надмогильный памятник - каменную глыбу и решили высечь имя. Но, только писарь дотронулся до стены, как отвалился слой камня и проявилось его имя на арабском языке. Родные были поражены увиденным, хотя о нем и при жизни в народе говорили, что он человек –высокодуховный, очень богобоязненный.

- Находились, конечно, и те, кто не хотел признавать чудо и не раз скоблили надпись, а она снова и снова появлялась, - рассказывала младшая дочь Алхы Сайхат.

Вот о ней - то я и хочу рассказать более подробно, она мне приходится бабушкой по линии матери, женщина особенной доброты и мудрости.

Сайхат с самого детства как-то выделялась из всех детей. Ее волновало практически все, она всегда переживала за родных, и, нередко, как она нам рассказывала, ее детскую голову почему-то занимали непонятные и тяжелые мысли. Каждый раз, когда она ложилась спать, ее охватывал страх, она боялась потерять своих близких и остаться одна. И, маленькая Сайхат просыпалась на мокрой от слез подушке. Слава Аллаху все они выросли: братья поженились, сестры вышли замуж, да и она не задержалась дома. Стройная черноокая красавица Сайхат связала свою судьбу с высоким молодым человеком из соседнего села Селеда Гелагом Бахаевым. Жили они дружно и неплохо по меркам того времени. Первым у молодой пары родился сын-Магомед. Следом появились дочки - Марьям, Малиса, а затем и второй сын - Мохдан. Вспоминая этот период своей жизни, Сайхат рассказывала, что всегда чувствовала поддержку свекрови, которая всегда с пониманием к ней относилась.

- Если бы не помощь Наны (свекрови) было бы трудно растить детей и вести хозяйство, выращивать огород. Она была мудрой, доброй и очень богобоязненной женщиной, и я старалась у нее многому научиться, – с благодарностью отзывалась о ней Сайхат.

Дети росли истинными горцами. Старший сын Магомед уже к десяти годам совершал намаз. До предвечерней молитвы заходил в мечеть, расположенную недалеко от их дома, зажигал керосиновую лампу и ждал прихожан. И, Сайхат, конечно же, не могла нарадоваться своему счастью. Она была уверена, что он станет достойной опорой семьи и примером для остальных детей.

Но, в жизни ведь все очень непросто. Порой, идущие по натоптанной дороге, не считающиеся ни с кем, кроме как со своими амбициями и интересами, калечат судьбы миллионов людей.

Так произошло и в 1944 году, 23 февраля….В этот холодный зимний день чеченцы и ингуши были депортированы и отправлены в далекие и незнакомые края – бескрайние степи Казахстана и Киргизии.

Как рассказывала бабушка, задолго до этого дня в селе были расселены военные. Они их кормили, поили, как и подобает чеченцам, для которых уважение к гостю святая обязанность. Кто мог предположить для чего они здесь. Сыновья многих сельчан воевали на фронтах Великой Отечественной войны, причем многие ушли добровольцами.

Наивные горцы, думали, что солдаты пришли их защищать от фашистов, но, оказалось они ждали приказа…И, когда он поступил, военные жестко стали его выполнять, выдворяя людей из своих домов на лютый мороз.

По словам Сайхат, кто успел, тот выгнал скотину из сарая, чтобы она не голодала. Стоял страшный гул над горами: стоны людей, блеяние овец, рев скотины. Это было ужасное утро для всего чеченского народа. Никто не хотел верить страшной вести, но людей не щадили, ни больных, ни стариков, ни младенцев…

-Мы успели взять швейную машинку, кое-какую одежду, и немного еды. Помню, в чайник я успела положить свои сережки золотые, мое приданое, и отдала его четырехлетней дочурке, чтобы та понесла. Но, к ней подошел один солдат, под предлогом, что хочет ей помочь, взял чайник и скрылся.

Так я покинула свою родину с четырьмя детьми, мужем и свекровью, как и все чеченцы. Еще с нами оказался, приехавший погостить двоюродный брат мужа Юсуп. Везли нас долгих тринадцать морозных дней в телячьих вагонах, где всюду продувало. Холод был такой, что зуб на зуб не попадал. Нашей провизии не хватило даже на несколько дней. Несмотря на нечеловеческие условия, люди старались соблюдать чеченский кодекс чести. Умиравших от холода, голода и болезней людей выносили на станциях, и загребали в снег.

Привезли нас в Южный Казахстан. На конечной станции поджидали подводы с проводниками, чтобы развезти по селам. Нас отправили в колхоз «Насамбек» Георгиевского района. Местные жители были напуганы. Оказывается, здесь был специально распространен слух, что везут людоедов из Северного Кавказа. Коренные жители сами жили очень бедно, и как таковой помощи от них ждать было бесполезно. Но, кое-как и худо-бедно нас разместили по баракам. Нашей семье досталась одна комнатушка. Еле, еле перезимовали, - вспоминала Сайхат.

Как говорится, беда приходит не одна. Через год умерла свекровь, следом Юсуп, (двоюродный брат мужа), которому не суждено было воссоединиться со своей семьей. Через год умер опора семьи, муж Сайхат Гелаг, и следом старший сын Магомед.

Сайхат осталась с тремя детьми одна, и, к сожалению, оказалась отрезанной от всех своих близких родственников. Через год - полтора ее братья, оказавшиеся в Караганде, узнали, где находится их сестра. И один из племянников – Исрапил Алханов отправился к тете, конечно, пешком. Это было время, когда еще чеченцам не было разрешено передвигаться за пределами поселка, в котором они жили, их отмечали в комендатуре, и, в случае нарушения указа, сажали в тюрьму. Но, он нашел ее и вернулся обратно с вестями. При этом, привез ей саван, обвязав его вокруг себя, дабы в случае внезапной смерти кого-либо из членов семьи, можно было соблюсти все религиозные особенности и похоронить с достоинством. Он обещал, что обязательно братья заберут Сайхат к себе.

Сайхат - мать троих детей, тридцатипятилетняя женщина, трудилась на казахстанских сельхоз полях днем и ночью, чтобы дети не голодали.

В то время все делалось вручную, и это был адский труд. Для взрослого населения была определена обязательная дневная норма выработки. Необходимо было вскопать пять соток земли, или на 25 сотках скосить серпом пшеницу.

- Наша мама с соседкой Рахимат, уходили ночью, и до того, как рабочие утром придут на работу, уже с выполненной нормой собирались домой. Они были в числе ударниц колхоза и их фамилии всегда числились на доске почета, - говорит дочь.

Не раз разведенные мужчины засылали сватов к гордой и волевой женщине Сайхат. Но, она наотрез отказывалась выходить замуж. В том селе жил один уважаемый мужчина из рода – чанти Закри, разведенный, с одной дочерью. Он долго выбирал себе вторую половинку. Еще при жизни мужа Сайхат, Закри был наслышан о ней как о благонравной, чистоплотной, добропорядочной женщине. А познакомившись, он понял что это - высокая, статная и красивая женщина и есть его судьба. Хотя Закри не сразу осмелился сделать предложение. Он долго искал подход к этой семье. Потом он заслал сватов. После долгих раздумий она посоветовалась со своими дочерьми, старшей к тому времени было 12 лет, а младшей – 9. Девочки согласились, им хотелось, естественно, чтобы у них был отец. Братья Сайхат тоже дали свое добро, решили, что им будет спокойней, если Сайхат будет под чьим - то крылом. Вот так она и связала свою дальнейшую жизнь с благороднейшим человеком, который ни разу не дал ей повода сожалеть о решении второй раз выйти замуж. Сайхат приняла дочь мужа - Закият, как родную, а дети сразу подружились. Через год, в 1951 году у них появился совместный ребенок - сын Хусейн, который принес радостные хлопоты. Дети Сайхат от первого брака пожили только некоторое время в доме Закри. Потом отделились, у них было свое домашнее хозяйство, овцы, козы, последних девочки доили, в доме был свой сыр, молоко, а брат работал в колхозе.

После указа о реабилитации чеченский и ингушский народы в 1957г. получили право возвратиться домой на свою родину. Сайхат за годы высылки потеряла всех четверых братьев и трех сестер, и возвратилась на родину, оставляя часть своей души в Казахстане. Ее детские мысли и детский страх остаться в одиночестве оказались пророческими. Она выплакала свои слезы за близких, еще с детства…

Но, и возвращение на родину было тяжелым, так как селиться в своих родовых селах, власти не разрешали. Поэтому семья Байсаровых обосновалась в селе Закан - Юрт Ачхой-Мартановского района. Все три дочери вернулись из Казахстана со своими семьями. Вернувшемуся из армии сыну недолго пришлось искать себе половину. Чтобы быть рядом со своей тетей, все племянники обосновались в Закан-Юрте. Здесь она заменила им всем мать, хотя все они вернулись домой из высылки семейными парами.

Несмотря на свой почетный возраст, Закри и Сайхат справлялись с большим хозяйством: водилась всякая птица: гуси, индейки, куры и утки. Был большущий огород, где выращивали: кукурузу, тыкву, картошку и все овощи. Надо отметить, что хозяин дома был очень великодушным, мягкосердечным и щедрым человеком, и дом Байсаровых всегда был полон гостей. Чуть ли не каждый вечер готовилось национальное блюдо жижиг-галнаш, и на ужин Закри зазывал близких и соседей. Сайхат была любима не только родственниками, но и сельчанами.

Подходило время призыва в Армию Хусейна и старшие решили, что он должен жениться, чтобы за время его отсутствия была какая- то поддержка старикам. Он связал свою судьбу со смуглой красавицей Зарет, и по возвращению домой, его уже ждал сынишка. Старики не могли нарадоваться внуку-Хасану. Он так и остался любимцем бабушки, хотя потом еще появились внуки и внучки, он был настолько привязан к ней, жил с ней и называл ее – наной. Впоследствии Хасан становится любимцем всех родственников - в дань памяти уважения к Сайхат.

-Каждое лето мы проводили у бабушки. И на сегодняшний день, мы - внучки, внуки собираясь вместе вспоминаем летние каникулы проведенные в селе Закан –Юрт. И это время запомнилось, как самое счастливое и беззаботное. Несмотря на наши шалости, а иногда и пакости, она всегда нас любила, не ругала, а объясняла, что можно, а что нельзя делать. Навсегда запомнились ее слова: «Нельзя брать чужое, обижать младших, говорить неправду, ябедничать. И если чего – то не знаешь, то не стыдись в этом признаваться, ибо это лучше чем делать понимающий вид и лицемерить».

За год до смерти, у нее начали болеть ноги, и она начала принимать серные ванны. Говорила, что у нее болят только ноги, и после принятия этих ванн ей станет легче. Но, к сожалению, она слегла, никакие ванны, ни врачи не смогли ей помочь. В 1979 году в возрасте 78 лет она ушла из жизни (Дала геч дойл цунна).

На ее похоронах было очень много людей, и все они, отмечали, что она была дочерью благородного, богобоязненного человека, достойно воспитавшая своих детей и внуков, высоконравственная и щедрая женщина.

Сайхат ушла, оставив после себя светлую память на долгие года. Прожила очень тяжелую жизнь, но не сломилась и не потеряла, все те многочисленные хорошие качества человека, которые унаследовала от своих предков.

Она прожила достойную жизнь, которой могут гордиться ее потомки!

Шукран Якумова

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |