Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Как мы поехали и не поехали в Зумсой
Как мы поехали и не поехали в Зумсой
18.07.2014 17:51
«Грозный – Гухой –Зумсой –Грозный».
МЧС республики с утра рассылало штормовые предупреждения, рекомендуя воздержаться от любых поездок: опасно, будут грозы, сильные дожди. Для нас же это звучало как призыв – «Езжайте!». И мы поехали в высокогорье на автомобиле марки «Приора». А что? Вы думаете это не транспорт для горных путешествий? Мы проехали на нем столько километров пути: через скалистые неровные, скользкие, дороги что, сомневающимся в возможностях нашего железного коня можем «бросить» в лицо надменное «Ха!». Наверное, производители даже не догадывались, какого сильного «монстра» они вывели на свет, поэтому возрадуйтесь! Правда, я не знаю, какого он выпуска, сменил или нет владелец моторно-двигательные части. Ну и ладно…
На каком-то двухсотом километре (могу ошибаться), появилась Табличка - «Гухой 9». Поворот направо и вновь нужно ехать вверх. Поднимемся выше моря, на уровень три тысячи километров – и в село. Нас встречают древние кладбища, истончённые ветром и временем надмогильные камни, с непонятными нам нынче знаками – петроглифами. «Нет, не вода точит камень, а ветер» - приходит на ум мысль, и потом еще… «Народ, предающий забвению свою историю, не будет знать в будущем, кто он»…. Мы поднимаемся, все выше и выше, выше облаков. А они, словно играют с нами, заслоняя горы, потом выдавая такие прекрасные виды! Завораживающие, уносящие в иные миры. Нарушая тишину, из нашего автомобиля прорываются через лесные тропинки вверх по горам родные мелодии. И хочется ехать бесконечно, неважно куда и зачем. Главное ехать, пока не устанут глаза от этой красоты….Но мы уже приехали. Гухой – небольшое село, домов около девяносто, администрация расположена прямо у въезда. Нет никаких улиц, высоких калиток, заборов, дома раскинуты то тут, то там. И так в горах было всегда. Когда кому-то нужно найти человека, достаточно назвать имя отца разыскиваемого, или спросить, к примеру, где живет Магомед, сын Салеха. Так принято у чеченцев и ингушей, наверное, у других кавказцев тоже. Но нам нужен глава администрации, мы знаем его имя - Шамсуддин. Пока наш фотокор с ним беседует, изучает местность, мы с коллегой фотографируемся на фоне утопающих в цветах гор.
«Вон она, та самая башня», - подходят они к нам, Шамсуддин показывает каменное строение времен средневековья и маленький аул в ущелье.
Родовая башня принадлежит семье тейпа мулкой. История у башни и ее жителей печальная. Постараюсь быть лаконичной. Давным-давно здесь жил уважаемый всеми в селе человек Губаш, в век девятнадцатый. В те времена, когда имам Шамиль стал устанавливать свою власть в Аргунском ущелье (по реке Чанты-Аргун), шариат был принят везде по ущелью, от Шатоя до Итум-кале. Лишь выше живущие аулы не признали власть пришлого имама и не желали присоединяться к нему. В окружении примкнувших к Имамату аулов лишь одно селение Гута, где проживало общество гухой, отказывалось подчиняться Шамилю. Нет, все же, придётся рассказать историю более подробно, ибо это история! Вероятно, некоторые из вас ее слышали? Нет? Да? Ничего!
Аул Гута находился выше аулов Тумсой и Борзой, соседями их были представители общества мулкой и коттой, а через реку – чиннхой. Понимаю, некоторым читателям названия эти ни о чем не говорят, но, послушайте дальше. Выше же по Чанты-Аргуну жили дишний и чантий (с. Итум-кале). Гухойцы являются ответвлением общества чуохой. Тогда знаменитым среди гухойцев человеком и был Губаш. Он был бесстрашным воином, и гухойцы уважали и слушались его. Родного брата его звали Гела. Имам Шамиль прислал своих мюридов к гухойцам, трех или четырех, точно неизвестно, с тем, чтобы те призвали горцев принять шариат (гухойцы уже до этого считали себя мусульманами), присоединиться к газавату (священная война), отдавая воинов в войско имама, платить в казну определенную часть скота не хотели. Поэтому Губаш с презрением ответил, что никогда не будет ходить под властью грязного тавлина. Извините, но, как есть, так и рассказываю, национал-шовинистские цели не преследую. Ведь как говорят отдельные историки, некоторые чеченские общества признавали власть Шамиля лишь как трагическую альтернативу российской колонизации.
Башня, где происходили кровопролитные события, восстановлена потомками, они хотели поселиться в родовом селе, известные события в республике, две военные кампании помешали. Думаю, они все же вернутся… Это не все чем знаменито село, интересные истории можно собирать долго. К слову, сказать, из селения Гухой был один из защитников Брестской крепости, служивший в 333-м стрелковом полку рядовым, Адуев Эльдархан.
Благодарим главу за экскурсию, помощь, прощаемся, он что-то пытается нам сказать вслед, слышим «…Пешком». Едем в Зумсой.
Проехали через небольшую реку. Дорога к селу очень узкая, развернуться в буквальном смысле – негде, ехать можно прямо и до конца. До нас тут пропыхтел трактор, видны зубчатые следы от колес. С одной стороны лес, с другой пропасть. Очень много лекарственных трав, чеченские горы - клад для фитотерапевтов, травников. Ум-м-м! Дикие сливы, ежевика, родники! Но никаких ням- ням. Нельзя. Рамадан, пост… Птички поют необычно громко, наверное, потому что абсолютно свободны, из «нижнего мира», благами цивилизаций их очень редко беспокоят шумом только такие как мы – равнинные «дикари». Дорога закончилась, перед нами раскинулась река. Водитель заявляет: « Как говорится, приехали!», - «Точно, приехали», - вторим мы ему. Двигаться дальше – невозможно. Огромные камни, глубокая река: вчера здесь были сильные дожди, и вода в ней поднялась. А там высоко виден Зумсой. Если пройти, то только пешком через маленький деревянный мостик, половину которого снесло волной, однако он к тому же и гнилой, судя по виду. Значит, пытаться пройти через него – равно самоубийству. Тьфу-Тьфу! Упаси Всевышний! Так вот что хотел нам сообщить Шамсуддин. Ну почему кроме него никто нас не пожелал предупредить? Хорошо бы этот маленький мост заменить на большой и высокий – жизнь людей заметно облегчить, может те, кто покинул село, вернутся домой…
Фото Фаизы Халимовой
Подводя итоги дня, можно сказать, поездка прошла удачно. Отдельное спасибо нашему водителю. Попрощавшись второпях с коллегами, вышла на «Минутке», села в газель, доехала. Подходя к дорогому мне родительскому дому, когда осталось где-то сто метров, подвернула ногу. Смешно…пришлось обратиться к врачу. Но, меня не сильно волновала нога, а грустные мысли о туризме, точнее то, что мы туристы в родных горах, и самое печальное, многие из жителей республики умирают, так ни разу не побывав в нашей «Стране гор», в местах, где родились и выросли предки. Не вдохнув чистый воздух, не увидев уникальные памятники архитектуры, не вкусив мед, собранный здешними пчелами. Да сколько всяких чудесностей можно увидеть, душевно, морально отдохнуть, уйти от повседневной суеты хотя бы на время! А мы вечно куда-то бежим, что-то строим, перестраиваем, копим деньги и едем в Турцию на море. Конечно, у каждого свои предпочтения, но, нельзя, наверное, точно нельзя принимать прелести родного края как данность…Нам нужно сохранить все это для потомков. И, прежде чем запустить толпы иностранных туристов, живущим внутри региона ,необходимо, жизненно, самим поехать и показать своим детям, где и как жили наши отцы и бабушки, и несмотря ни на что смогли сохранить культуру и родной язык, свою самобытность, гордясь тем, кто они есть, зная какого они рода, тейпа, гара (ответвления).
На этом мой репортаж окончен.
Мира вам!
Фаиза Халимова
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев