Чт, 28 ноября, 19:42 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Как сохранить свою национальную идентичность?

Как сохранить свою национальную идентичность?

17.08.2015 16:48

В современном мире малые народы оказались в водовороте больших событий. Для небольших народностей процессы, которые для представителей больших национальностей являются обыденными, могут оказаться катастрофическими. Страх лишиться того, что их отличало от других, сегодня довлеет над малыми сообществами, и он не лишен основания.

Процессы глобализации, когда все люди в мире едят одну еду, носят одну и ту же одежду, смотрят одни фильмы, слушают одни песни, и танцуют одинаковые танцы, при всех прочих достоинствах, грозят малым народам растворением среди больших соседей.

Опасность заключается в том, что народы теряют свою идентичность, уходит в прошлое все то, что отличало одних людей от других.

Недавно мне пришлось стать очевидцем дискуссии среди молодых людей, обсуждавших вопросы сохранения национальной идентичности. Хотя все были представителями одной национальности, большинство приводило свои доводы и аргументы на русском языке. У ребят просто не хватало словарного запаса выразить свои мысли на родном языке, за сохранение которого ратовали.

Несколько лет ному назад, будучи в командировке в Мордовии, пришлось столкнуться с тем, что абсолютное большинство молодых людей коренной национальности не владели своим языком. Некоторые сожалели об этом, другие говорили, что это удобно, когда владеешь только одним языком. У меня же возникло ощущение, что люди потеряли связь с прошлыми поколениями, потеряли язык, который делал их единой общностью. Народ без собственного языка – это даже звучит печально!

Знать русский язык должны все жители нашей страны, это не только язык межнационального общения, это ключ, открывающий дорогу в мир знаний для всех народов России. Глубокое знание русского языка является свидетельством интеллектуального уровня жителя нашей страны, но при этом плохое знание родного языка или его незнание служит признаком духовной нищеты, отсутствия связи со своим прошлым.

В ходе дискуссии довлели вопросы:

- Что нужно делать для того, чтобы оставаться такими, какими были наши предки?

-Как сохранить те ценности, которые для них были приоритетны?

-Что необходимо для того, чтобы являясь частью современного мира, оставаться теми, кем мы были?

Спор молодых людей заставил задуматься над вопросом, что действительно необходимо делать для того, чтобы чеченцы оставались чеченцами. Чем мы сегодня отличаемся от тех, кто жил до нас еще полвека назад?

Когда мы лишаем какое-либо действие его духовной сущности, остается только его механическая, показная часть – обряд, ритуал без содержания и смысла. Когда мы говорим о сохранении своей идентичности, необходимо понимать, что речь идет не о внешних признаках, речь идет о сохранении ценностной шкалы и воспитании людей, для которых понятия долга, чести, достоинства являются неотъемлемой частью жизни.

Процессы глобализации требуют от больших народов и даже от отдельных людей практичности во всем. Чтобы выживать и быть успешными, необходимо быть эффективными в жесткой конкурентной борьбе, в борьбе, где нет места таким понятиям, как совесть, жалость или милосердие. Победа или успех одного зиждется на поражении другого. Это аксиома, которая заставляет всех людей планеты Земля следовать одним правилам, как в масштабных проектах, так и в межличностных отношениях.

Где в таком случае найти ту золотую середину, которая позволит нам сохранять баланс между материальными потребностями и духовной сущностью народа?

Когда мы говорим о материальных потребностях, нельзя смешивать это понятие с материальными запросами, которые не имеют границ. Конечно, мы далеко ушли от учений аскетичных дервишей, призывавших довольствоваться малым в материальном плане для достижения духовных богатств. Но мы еще не пришли к тому причалу, который закрывает тему поиска духовного начала ради выгод материального мира.

Почему, говоря о сохранении национальной идентичности, мы вынуждены говорить о необходимости сохранения духовности народа?

Да потому, что национальная идентичность зиждется на трех китах – языке, традиции, в том числе и религиозной, и культуре.

Традиция и культура чеченского народа немыслима без высокой духовности. Уважение к старшим, почитание их мудрости и опыта жизни, культ семьи, как источника формирования крепкого духовного начала у нового поколения были присущи нашим предкам. Они умели разделять понятия богатства на материальное и духовное составляющие. К сожалению, в современном мире культ материального богатства постепенно превалирует, и в этом кроется самая большая опасность для общества, привыкшего не делить своих членов на сословия по материальным признакам.

Мусульманская мудрость гласит, что победа сильных достигается благодаря молитвам слабых. Искренняя молитва слабого возможна только в том случае, когда сильный является надежной защитой и опорой для него.

Когда соблюдается этот принцип, мы становимся свидетелями проявления благородных поступков в народе, что и формирует нашу национальную идентичность.

Нам ничего не надо придумывать, нам просто нужно немножко поменять свои взгляды на мир. Укрепляя молитвой и постом свой дух, свои поступки подводить к поиску искренней молитвы слабого, а ее можно заслужить только милосердием, состраданием и оказанием помощи в нужде.

Если я уступаю дорогу старшему по зову своей души, это внешнее проявление ее сущности. Если моя душа мертва к добродетели, но я делаю это ради приличия, поступая как все, это станет моей привычкой, и посылом для новых поколений, как нужно и должно поступать.

И в том и в другом случае, это хорошая традиция, за сохранение которой мы сегодня и боремся. Демонстрация безнравственности и бездушия возможны и превалируют в обществе, где утеряны такие полезные традиции и красивые обычаи, чего мы и опасаемся.

Наши предки сформировали такие принципы взаимоотношений, которые позволяли каждому члену общества чувствовать себя комфортно, и утвердили такие механизмы защиты от проявления насилия и агрессии, которые помогали вершить адекватное возмездие, чем и стремились утвердить правосудие.

В чеченском обществе и сильные и слабые обладали одинаковыми правами, просто сам народ вменил себе в обязанность помогать тем, кто нуждается в помощи, и слабые утвердились в мысли никогда не просить помощи ни у кого, кроме как у Аллаха.

Молодые люди, когда искали свои ответы на проблемные вопросы в ходе своей дискуссии, стремились найти виновного и наказать. Мне же кажется, что проблема не вокруг нас, а внутри нас.

Как сохранить себя в современном бушующем океане мироздания, вопрос далеко не праздный, простыми нравоучениями вряд ли его решить. Думается, что каждому нужно начинать с себя. Для начала неплохо было бы попробовать общаться друг с другом всегда на родном языке, без примесей слов из других языков. Для многих это будет весьма сложно сделать, но это мощный стимул для того, чтобы расширять свой словарный запас родного языка.

В плане возрождения этикета общения, всегда следовать традиционным правилам, а именно, первым приветствовать старшего, уступать дорогу старикам, быть милосердными к младшим, терпеливыми в споре и т.д.

Мы все знаем, как должно поступать, просто мы так не поступаем, потому что, все так «делают». Даже если часть народа будет поступать как должно, то подрастающему поколению будет из чего выбирать модель своего поведения. А это значит, что появляется перспектива сохранения того, чего мы так сильно боимся утратить. Просто каждый отдельно взятый человек должен быть носителем своего языка, Веры, традиций и культуры своего народа.

М.С. Гайраханов

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |