Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Конфигурация сил на Ближнем Востоке в преддверии «большой войны»
Конфигурация сил на Ближнем Востоке в преддверии «большой войны»
12.01.2018 11:28
Баланс сил и региональная обстановка на Ближнем Востоке стремительно меняется. В ходе последних месяцев в регионе четко сформировался целый ряд держав, которые играют ключевую роль в конфигурации сил: Саудовская Аравия, Израиль, Турция и Иран.
Фото с сайта funlib.ru
Помимо этого, в ночь на 6 января в Сирии была сорвана попытка террористов атаковать с помощью беспилотников российскую авиабазу Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Стоит заметить, что подобные действия прошли следом за антиправительственными протестами в ИРИ.
Прошедший год был ознаменован для Ближнего Востока формированием союза «Р-И-Т», состоящего из России, Ирана и Турции. Союз занял лидирующее положение в регионе за счет укрепления региональных держав, в частности Ирана и поддерживаемых им отрядов Хезболлы, что и вызывает опасения США. В противовес «Р-И-Т» сформировывался проамериканский блок из союзных США, Израиля и Саудовской Аравии. Идея укрепления этого союза сфокусирована на полном ослаблении и подчинении Ирана, а в долгосрочной перспективе – изменении расстановки сил.
Изначально ослабить Иран, дестабилизировать Турцию, Сирию и Ирак планировалось через политический проект «Великий Курдистан». Однако проект потерпел поражение, равно как и факт того, что курды остались без поддержки США. Между тем, «выходом» из «иранского вопроса» стала «большая война», которая изменит расстановку сил на Ближнем Востоке.
Тем временем, проамериканские региональные игроки придерживаются тактики ослабления Ирана изнутри и на подконтрольных ему территориях. «Разделяй и властвуй» - один из часто использующихся принципов, согласно которому лучший метод управления страной заключается в разжигании и использовании вражды между ее частями. В последнее время этот принцип все чаще используется в политике крупных региональных и мировых игроков для ослабления и развала той или иной неугодной страны.
Акции протеста, начавшиеся 28 декабря в иранском городе Мешхед, постепенно охватили и другие крупные населённые пункты Исламской Республики: Ахар, Арак, Изе, Керманшах, Шахрекорд, Бендер-Аббас, Зенджан, Карадж, Тонкабон, Хорремабад и т.д. Лозунг протестующих сделал особый акцент на финансирование Ираном Хезболлы. Генеральный прокурор Ирана Мохаммад Джафар Монтазери уже 4 января представил предварительную информацию о «заговоре» США, Израиля и Саудовской Аравии, направленном на разжигание беспорядков в Иране. По его словам, «для создания беспорядков в Иране была создана специальная группа, в которую входили США, Израиль и Саудовская Аравия. Группу возглавляли Майкл Д’ Андре (агент ЦРУ) и один из офицеров, связанных с израильской внешней разведкой «Моссад». По сообщениям СМИ, все расходы группы оплачивала Саудовская Аравия.
Как минимум, американский след прослеживается в «воле иранского народа»: аналогичные протестные акции проходили в САР, прежде чем началась гражданская война. Позже, как оказалось, оппозиция получала финансовую и военную поддержку со стороны монархий Персидского залива и США. Несмотря на то, что акции протеста были подавлены, они наглядно продемонстрировали, что ИРИ следующей попадает под доктрину «Большой Ближний Восток».
Помимо развязки внутренних акций, следующим моментом в ослаблении Ирана может стать Ирак. В Ливане слишком сильно влияние Хезболлы, в Йемене уже на протяжении нескольких лет идет ирано-саудовское противостояние. Слабым звеном в цепи выступает именно Ирак и Сирия.
Иракский кризис представляет собой угрозу для безопасности Ирана, по той причине, что в стране не решена ни одна из внутренних экономических и политических проблем. Ирак разрывается от многочисленных внутренних, региональных трудностей. Иранское влияние в Багдаде возросло во время свержения режима Саддама Хусейна, что привело к приходу к власти правительства, в котором шииты составляют большинство. Не исключено, что ослабить иранское влияние региональные державы попробуют через стравливание суннитов и шиитов. Север Ирака преимущественно заселен суннитским населением, в отличие от юга, где проживает большинство шиитов (65% населения). В случае столкновения помощь суннитскому меньшинству окажет Саудовская Аравия. Таким образом, Ирак станет геополитической площадкой ирано-саудовского противостояния, равно как и Йемен.
Между тем, сирийская площадка не теряет своей актуальности для игроков. Террористическая организация Джебх-ан-Нусра (запрещена в РФ) попыталась атаковать с помощью беспилотников российскую авиабазу Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, после чего последовала череда событий в САР и изменение позиции Турции.
Для Анкары изменение позиции, стратегии или лавирование - далеко не новость, а скорее даже многовековая традиция. По большому счету региональная позиция Турции зависит от изменения курдского вопроса. Курдский вопрос для Турции - это угроза национальной безопасности страны. После провала проекта «Великий Курдистан» Турция вновь перешла к лавированию между мировыми державами и «двойным стандартам». Можно сказать, что в большей степени Анкара вступила в союз с «Р-И-Т» для разрешения курдского вопроса.
После заявления Минобороны РФ о том, что беспилотники, которые приблизились к российским военным объектам в Сирии, были запущены из зоны деэскалации «Идлиб», сирийские войска перешли в наступление. Действия сирийской армии привели к взятию авиабазы Абу ад-Духур. Стоит заметить, что зона безопасности «Идлиб» находится под контролем Турции.
На данный момент в Идлибе осуществляет деятельность группировка Джебхат-ан-Нусра, американская поддержка которой продолжает поступать до сих пор. Иными словами, удар по российским базам был нанесен не без помощи Пентагона и, возможно, с молчаливого согласия Турции. Но, скорее всего, была попытка дискредитации Турции в союзе "Р-И-Т". В недавнем прошлом, по сообщениям СМИ, США укрыли на американской военной базе главаря ДАИШ (запрещена в РФ) Абу Бакра аль-Багдади, а также прикрывали отступление террористов в Сирии.
Становится очевидным, что США в Сирии пытаются сохранить оставшиеся ряды террористических группировок, которые станут движущей силой в предстоящей войне с Ираном. Попытка удара по российским военным объектам является прямой попыткой нападения со стороны США. Однако дальнейшие действия сирийской армии и российской авиации наглядно показали, что последует незамедлительная ответная реакция.
Тем временем, пока Саудовская Аравия будет вести боевые действия с Ираном на территории Йемена, а позже и Ирака, Израиль продолжит наносить ракетные удары по Сирии и при помощи разведки «Моссад» подготавливать потенциальную «иранскую оппозицию» с лозунгом «Хватит кормить Хезболлу» для внутреннего ослабления Ирана. Между тем, вице-президент США Майк Пенс планирует посетить Египет, Иорданию и Израиль. Однозначно, что включение Иордании подразумевает собой британскую поддержку США.
В таком случае конфигурация сил будет носить биполярный характер, учитывая, что на ближневосточной арене столкнулись интересы мировых держав США и России, которые представляют собой объединение двух противоборствующих лагерей на равноправных условиях.
Элиза Абиева
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев