Пт, 26 апреля, 05:22 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Миссия Устазов и вирдовый фактор в истории Чечни

Миссия Устазов и вирдовый фактор в истории Чечни

11.07.2016 17:55

В истории Чечни и российского Кавказа есть период, когда люди окончательно определились с нормами и принципами жизни на данной территории, верой и отношением к государству, как институту.

Эта эпоха длилась больше 150 лет, начиная с середины 18 века до начало 20 века.

Безусловно, этот исторический период времени был для чеченского народа судьбоносным и трагичным одновременно. Это этап, когда Россия укреплялась на Кавказе, а Османская империя боролась за влияние в Кавказском регионе. Именно в это время и появились Устазы.

Они были своего рода мессией по распространению истинной веры, укреплению Сунны посланника Аллаха Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует). Чеченцы, ингуши и часть дагестанцев приняли их и последовали за ними. Величайшая гуманистическая деятельность Устазов на Кавказе у правящей верхушки вызвала определенное беспокойство: опасались, что укрепление Ислама в регионе может усилить позиции исламской Турции. И тогда было принято решение дискредитировать Эвлия и Устазов. Их начали преследовать, выселять, сажать в тюрьмы, с целью отторгнуть их от веры, ослабить духовность, поколебать общественное мнение о них, и тем самым отвернуть от них людей.

Это борьба «системы» с Эвлия и Устазами продолжалась вплоть до начала XX века. Люди, увидев, что существующая система жестока и несправедлива к Устазам, что они страдают во имя Всевышнего, еще более сплотились вокруг Устазов, и пошатнуть их веру уже было невозможно. Во время гонений святых Устазов рядом с ними собирались адепты (мюриды) - их последователи. Они выражали свою любовь к Аллаху и его Пророку Мухаммаду (да благословит Его Аллах и приветствует) через Зикр (коллективное восхваление Аллаха, Его Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и поминание Устаза). Позже они объединились в вирды - суффистские братства.

Следующую трагическую ситуацию в истории чеченского и ингушского народов организовала уже советская власть - власть, которая отрицала духовность и Бога вообще. В 1944 году, в самый переломный момент в Великой Отечественной войне, когда уже никто не сомневался в окончательной победе нашей страны над фашистской Германией, руководство СССР депортировало вайнахский народ в безжизненные степи Казахстана и Киргизии. И это несмотря на то, что представители чеченского и других народов в самом начале войны героически сражались за страну Советов (героическая оборона в Брестской крепости и тысяча других примеров). По разным данным от голода, холода, болезней и расстрелов погибло от 40 до 60% народа. Сталинский режим 13 лет «выбивал» из чеченцев их духовность и национальную самобытность, запрещалось практически все, что связано с религией и обычаями народа.

Но даже в это суровое время тоталитарная система не могла запретить все религиозные обряды. К примеру, среди депортированных чеченцев и ингушей восстановились вирды Кунта-Хаджи и его учеников Бамат-Гири (Авда), Батал-Хаджи и других. Это помогло народу сохранить свою самобытность, сопротивляться обезличиванию. Вайнахи хоронили своих умерших родственников согласно всем религиозным предписаниям и канонам. По словам очевидцев, в большинстве случаев все это происходило тайком, остерегаясь доносчиков.

Очередным не менее значимым и трагичным периодом для чеченского народа стал развал СССР. Некогда великая страна с тоталитарной системой правления и безбожной властью в силу внешних и внутренних факторов распалась на части. На смену закону и порядку пришли хаос и бесправие. К сожалению, Чеченская Республика не осталась в стороне от этих процессов. К власти в республике пришли непрофессионалы и проходимцы, совсем далекие от религии, плохо понимающие ментальность народа.

Слабость, безыдейность, нерешительность ичкерийской власти привели к хаосу и беззаконию, чем умело воспользовались салафиты (ваххабиты). Они де-факто в 1998 году пришли к власти в республике. Но была одна группа, во главе с истинным лидером мусульман Чечни Ахматом-Хаджи Кадыровым, с которой ваххабиты вступать в конфликт боялись - это мюриды, последователи Эвлия и Устазов. Они не были вооружены и не имели ничего общего с военным делом. Главным оружием мюридов было слово, вера в Аллаха, в Его Пророка Муххамада (да благословит Его Аллах и приветствует) и следование учению Устаза.

Как видим, в самые тяжелые моменты в истории чеченского народа люди объединялись вокруг вирдов. Во времена, когда целенаправленно искажалась религия, открыто уничтожались национальные обычаи и традиции, когда ослабли духовно-нравственные ценности в обществе, вирдовый фактор являлся ключевым в защите этих ценностей, их отстаивании и в дальнейшем их возрождении. Фактор этот играет немаловажную роль в гармонизации отношений внутри общества, в межнациональных и межэтнических отношениях, отношениях власти и общества.

Мюриды очень активны по жизни, и у них твердая гражданская позиция. Они традиционны, во всех смыслах этого понятия, обычаи для них, как кодекс чести. Человек, принимавший участие в религиозном обряде зикр, или наблюдавший за его совершением, может смело утверждать, что они (мюриды) абсолютно уверовали во Всевышнего. И во многом благодаря суффистским братствам, их роли и влиянию на общественное мнение сохраняется динамика соотношений прав, в которых реально живет сегодняшнее чеченское общество.

Уникальность ситуации в нашей республике заключается в том, что чеченцы живут сразу в системе трех прав одновременно: Конституция и законы РФ, адаты чеченского народа и шариат. И в мире нет такого аналога, когда абсолютно разные системы прав в одном обществе, в одном государстве так гармонично уживаются. И доказывать кому-либо, что подобная идиллия отношений между государством, религией и национальными традициями оказалась возможной только в нынешней российской системе, уже не нужно, это видно из истории.

Вирд (суффистское братство) - более прочная ассоциация, объединение, чем джамаат ваххабитов или любая другая секта и иные общественно-политические организации. Идеология и мотивация людей, входящих в «братство» достаточно просты: они далеки от сложных идеологических конструкций, религиозных движений или политических партий, борющихся за власть. Мюриды просто стремятся сделать достойной и безопасной свою жизнь и жизнь своих родственников. Мотивация к общественной активности заключается лишь в том, что до сих пор бывшие идеологические и политические системы такой возможности им не давали. Теперь же, получив реальную свободу для реализации себя на пути тариката, они готовы беречь и защищать ценности, завещанные Авлия.

В братстве взаимоотношения между соратниками, как между близкими родственниками, они поддерживают друг друга абсолютно во всем. Отношение к ним со стороны общества очень уважительное и даже трепетное (они хоронят по мусульманским обычаям, совершая все необходимые ритуалы, без которых ни один мусульманин свой последний путь не мыслит).

Мюриды – люди, как правило, среднего достатка. Они отдают богоугодному делу половину времени, вторую половину времени - для заработка на содержания семьи. Остается загадкой, как эти люди почти каждый день по несколько часов совершают зикр до полного изнеможения и при этом сохраняют здравый смысл, отменное физическое здоровье и миролюбие. Ни в их среде, ни в их семьях нет конфликтов. Объяснить этот феномен нельзя, разве что божьим промыслом....

Аналитик ТРК «Путь» имени Ахмата-Хаджи Кадырова Абдулла Истамулов

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |