Вс, 07 июня, 00:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Исмаил Мунаев о проблематике современного чеченского языка

Исмаил Мунаев о проблематике современного чеченского языка

25.04.2020 23:00

Мунаев Исмаил Булачевич, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, заведующий сектором фольклора и литературы института гуманитарных исследований Академии наук ЧР дал интервью корреспонденту ИА "Грозный-Информ", посвященному Дню чеченского языка.

Исмаил Булачевич, скажите, пожалуйста, что есть язык как таковой?

- Язык - это жизнь. Если язык здоровой, живой образный, т.е. он развивающийся. А значит, к нему подключены все, кто говорит на этом языке. Думают на этом языке, создают новые сопоставления, сравнения с тем, что знают, отмечают новые явления, образы, метафоры, эпитеты и т.д., то этот язык развивается, он живой.

А если в этом процессе языка участвует молодая часть народа, (потому как они познают, они должны задавать тысячи вопросов на родном языке), то они достигают больше, чем старшее поколение.

Как Вы оцениваете в целом положение нашего родного языка?

- Язык, как живой организм, животрепещущий. Если этого нет, то происходит то, что мы видим состояние чеченского языка. Он терпит определенные проблемы. Это надо признать при всей нашей браваде.

Сложилось впечатление, что это происходит не с нами, а с кем-то другим. У нас уже умерла часть речи - это числительные. А у нас уникальная двадцатеричная система исчисления. У очень архаичных народов она встречается. Так вот, мы уже её потеряли, потому что никто ею не пользуется: в основном, пользуются русским языком. Это встречается в говоре старшего поколения, не говоря уже о молодых.

У нашей молодежи обкрадывается знание чеченского языка, одного из древнейших в мире. У них крадут, что можно украсть - родной язык. Нет, молодежь, дети даже на русском языке не говорят, скажем так, не на чеченском!

Не дав знания о родном языке, у детей крадётся будущее. Если бы они знали свой язык, они прекрасно владели бы другим иным. Зная свой родной язык, можно познать необъятные особенности человеческого общения. Это и уважение, красота восприятия того, что даровал нам Бог. Это всё возможно только на своём родном языке, потому что Всевышний даровал не случайно такое большое количество языков людям. А именно, для того, чтобы лучше постичь природу, общение с Творцом.

Мы, обладая одним из древнейших языков мира, теряем очень многое. Например, дифтонги. Если в детстве речевой аппарат не усвоил их хорошо (къ, тl, пl и т.д.), это очень древние звучания, то взрослый человек их не освоит.

У нас наблюдается ещё более страшная картина. Это - рванность мышления. Мы пытаемся на одном, то на другом языке мыслить. Нет целостной картины восприятия мира на одном языке. Есть рваная, кусочками сплетенная мозаика из мышлений разных языков. И люди, так скажем, мозаичного мышления - лёгкая добыча для тех, кто творит зло, для будущих террористов, кого угодно. Т.е., заведомо создаётся благодатная почва для будущих псевдонациональных проблем.

Ситуация тяжёлая. Мы проявили интерес к истории. Это прекрасно. Но интерес к филологии слабый. Необходимо составить паспорта языка, (фиксирование всех слов, в том числе и диалектных). Это огромная работа, которая горсткой людей не осуществить. Нужно постановление правительства ЧР с финансированием. Мы - единственный субъект России, не имеющий фольклорного фонда. Первое, что мы потеряли в первую войну, в начале 1995 года - это фольклорный архив. Если представить наш Грозный в золоте и алмазах, то полученные потери не сопоставимы и с десятой частью такого города.

Кого Вы могли бы назвать, так скажем, своими наставниками в самом начале своего пути?

- В этот мир меня ввели Халид Ошаев, Эльмурзаев, Хасмагомед Цугаев и целый ряд других удивительно одаренных и талантливых людей.

Илли, что Вы можете сказать о нём?

- 50 лет занимаясь народной культурой, это - Илли, фольклор в целом. Выпущено 8 томов чеченского фольклора, сейчас готовится 9-й. том. В этом деле сконцентрирован труд тысяч и тысяч людей, которые ушли из жизни и тех, кто ещё жив. Этими книгами мы хотим сохранить для будущего поколения жанр, особенности мышления, языка и т.д.

Когда я узнавал суть Илли, я, рассказывая своим товарищам, говорил - что один Илли обладает такой атомной энергией, что он способен создать новую нацию, которой не было на Земле. Насколько сильный потенциал в Илли! А он в среднем исполняется час- полтора.

В Илли заложена модель поведения с неизвестным человеком, с младшим, маленьким, старшим. В нем великолепная модель поведения с женщиной: если в пути встретилась лицо женского пола по возрасту меньше, чем мужчины, то она - дочь, равная - сестра, старше - мать. Соответственно, модель поведения самих женщин.

Если мужчина отпустил бороду, то раньше было так: человек берет на себя огромную ответственность, обязательства перед Богом. А именно, никогда не отступать от справедливости, чести и достоинства, защищать слабого и обиженного, тем более, за честь женщины. Борода по чеченским понятиям - это статус. Нынешняя молодежь всей глубины этого не знает. Даже вступая в конфликт со своими друзьями ради помощи, спасения слабого.

Что есть дружба, гостеприимство, поддержание родственных уз, семейные отношения, контакты с врагом.

А знаете ли Вы, что самая "золотая литература" формировалась в Чечне? Пушкин, Лермонтов, Булгаков ... Самые первые или известные их произведения начинались в Чечне. Почему? Потому что они сталкивались с уникальным, интересным народом, который был готов отдать всё ради свободы.

Любой народ имеет право знать свой язык хорошо. Потому что язык есть код постижения величайшего творения Аллаха, отношения с людьми и т.д. Потеряв свой код, мы пропадем. Мы теряем свои диалекты. Если и общаются, то чаще на литературном языке. Я в своём сборнике использовал материал на (чебарлойском) диалекте, чем вызвал недоумение у некоторых филологов.

Р.S.:

Исмаил Мунаев работает над выпусками книг по чеченскому фольклору на основании тех материалов, что чудом сохранились у него в личном архиве. Это скрупулёзная работа на протяжении 15 лет, в том числе и черновики. Он выразил надежду, что будет отдельная программа по обучению специалистов- филологов по сохранению фольклора.

Он отдельно упомянул правильность деятельности Главы ЧР Рамзана Кадырова в вопросе сохранения родного языка. Подчеркнул, что на его примере можно сделать многое для того, чтобы передать другим поколениям любовь к родному языку.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Джульетта Месхидзе
May 13 2020 3:44PM

Спасибо большое за интервью с глубокоуважаемым Исмаилом Мунаевым! И, разумеется, искренняя благодарность самому ученому - филологу и фольклористу - за его многолетние и многотомные труды по сохранению чеченского языкового наследия и диалектного разнообразия в частности, что несомненно имеет и общекультурную, и общечеловеческую ценность.

Страница: 1 |